» » »

Уровни и способы прямого регулирования цен

Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться следующими способами:

  1. установлением фиксированных цен – означает продажу продукции всем покупателям по единой цене. Например, тарифообразование на железнодорожном транспорте;
  2. установлением предельно-максимальных цен.

Правительство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России – на алкогольную продукцию, в Японии – на рис), а также жестко фиксировать размер цены (предотвращая ценовую конкуренцию).

К примеру, Постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 года. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии потребляемой населением» было установлено введение предельных уровней тарифов на электроэнергию, потребляемую населением РФ, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения продажу разрешено было производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного электоропотребления).

При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела:
установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;
предельных коэффициентов изменения цен;
предельных уровней рентабельности. Способ получил широкое распространение в нашей стране, но практически не используется в мировой практике, т.к. не заинтересовывает организации в сокращении издержек.
декларирование повышения цен.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:

  1. газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами РАО «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
  2. электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной службой по тарифам;
  3. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  4. продукция оборонного назначения;
  5. алмазное сырье, драгоценные камни;
  6. протезно-ортопедические изделия;
  7. перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  8. перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  9. погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
  10. отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  11. водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
  12. спирт этиловый.

Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:

  1. газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  2. газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  3. топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  4. перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  5. оплата населением жилья и коммунальных услуг;
  6. услуги систем водоснабжения и канализации;
  7. торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

  1. наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  2. торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
  3. перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с РЖД и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов России;
  4. перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  5. перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  6. услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.