» » »

Виды тарифов на тепловую энергию

Законодательной основой расчета тарифов на тепловую энергию до 2010 года включительно являлся федеральный закон от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», а с 2011 года тарифообразование регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – 190-ФЗ).

Законодательство определяет тарифы в сфере теплоснабжения – как систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Федеральный законом «О теплоснабжении» вводит право выбора из четырех методов регулирования тарифов:

  1. метод экономически обоснованных расходов (затрат);

  2. метод индексации установленных тарифов;

  3. метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

  4. метод сравнения аналогов.

При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

Рассмотрим нововведения предусмотренные 190-ФЗ.

В случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования в соответствии с условиями такого договора устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При регулировании тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала такие тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять финансовых лет или при первом применении на срок не менее чем три финансовых года.

Закон вводит возможность установления не только одноставочного, но и двухставочного тарифа на теплоэнергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.

Тема введения двухставочных (многоставочных) тарифов в теплоснабжении не нова: за рубежом двухставочные тарифы широко применяются в расчетах между энергетиками и потребителями. В сфере электроэнергетики крупные потребители практически повсеместно перешли на расчеты по двухставочным тарифам, которые в обязательном порядке применяются на оптовом рынке и все шире используются на розничном (потребительском) рынке.

Основное отличие двухставочного тарифа от одноставочного состоит в том что затраты, формирующие тариф на теплоэнергию распределяются между двумя ставками – ставкой за энергию и ставкой за мощность, корреспондириующие соответственно переменным и постоянным затратам, в то время как при одноставочном тарифе все затраты считаются переменными и относятся на ставку за энергию.

В настоящее время практически на всей территории России (за небольшим исключением) на теплоэнергию устанавливаются одноставочные тарифы.

Основным методом ценообразования является метод «издержки плюс», предполагающий формирование необходимой валовой выручки (с заданной прибылью) под обеспечение планируемого объема производства и передачи энергии. Как следует из приведенного названия, одноставочный тариф формируется из одной стоимостной составляющей теплоэнергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. Вышеуказанная стоимостная составляющая, в конечном счете, определяет цену единицы энергии, поставляемой потребителю.

Двухставочные тарифы в свою очередь образуются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной). В «мощностную» составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, аренда, и т.д.), то есть все те затраты, которые энергоснабжающая организация несет независимо ни от чего, а в «переменную» составляющую включаются все издержки прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо). Необходимо отметить, что для достижения положительного эффекта от введения системы двухставочных тарифов указанная система должна быть сквозной для всей технологической цепочки: источник, сеть, потребитель.

Похожие материалы:
  Совершенствование политики тарифообразования на услуги вывоза ТБО
  Порядок расчета тарифов на воду, водоотведение и очистку сточных вод
  Основные направления совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России
  Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
  Методы тарифного регулирования для сетевых организаций