Главная » Статьи » Методика » Госрегулирование

Цели и методы государственного регулирования цен

В условиях рыночной экономики госрегулирование цен преследует следующие цели:

  1. Взаимоувязывание интересов субъектов рыночной экономики: производителя, покупателя и государства

  2. Обеспечение экономической безопасности страны

  3. Защита отечественного товаропроизводителя

  4. Защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости

  5. Создание условий для нормальной конкуренции

  6. Государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов

  7. Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита

  8. Поддержание ценовых пропорций

Меры воздействия на товаропроизводителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми методами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – влияние на цены с применением экономических рычагов.

Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или ликвидацией производителя. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контроль производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен на социально значимые товары, либо диапазон цен. Контроль осуществляют местные органы управления и социальные партнеры (профсоюзы и т.п.). Во Франции соглашения между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий определяют предельные уровни или индексы цен на некоторые товары.

К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции.

К методам государственного регулирования цен можно отнести действия государства, влияющие на факторы, определяющие предложение:

  1. государственные закупки товаров;
  2. деблокирование запасов;
  3. поощрение сбыта продукции на внешнем рынке;
  4. расширение импорта;
  5. кредитную политику;
  6. налоговую политику;
  7. политику в области рабочей силы.

Воздействие на спрос:

  1. пропагандистские компании;
  2. политика оплаты труда и налогообложение;
  3. пенсионная политика.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.