Главная » Статьи » Методика » Методы ценообразования

Затратный метод ценообразования

При затратном ценообразовании выявляются затраты каждого фактора производства и, суммируясь с расчетной прибылью, дают цену товара, по которой он продается на рынке (прогрессивная калькуляция). Используется также регрессивная калькуляция, когда расчеты ведутся от заданной, планируемой цены, и после вычета всех фактических затрат определяется прибыль.

Классический пример затратного ценообразования – методика, применявшаяся в СССР с 1930-х годов до реформы оптовых цен в 1967 года. В соответствии с ней, цену определяли как сумму плановых средних издержек на производство единицы продукции (себестоимость) и нормативной прибыли. Цена рассчитывалась с помощью норматива рентабельности, устанавливаемого в процентах к себестоимости продукции; величина такого норматива составляла 3-4% практически для всех отраслей промышленности и утверждалась правительством:

Р = С * (1 + Nc)

где, Р – цена; С – полные издержки производства и сбыта единицы товара; Nc – норматив рентабельности к полным издержкам, доли единицы.

При этом методе мало внимания обращается на цены конкурентов и на цены конкурентов и на возможности покупателей. Спрос и цены конкурентов могут развиваться в любом направлении или оставаться стабильными. Понятно, что этим методом ценообразования могут руководствоваться в основном ценовые лидеры монополисты, очень авторитетные предприятия, а также фирмы, выпускающие оригинальную продукцию, защищенную патентом.

Методы ценообразования на основе издержек могут использоваться:

  • при установлении исходной цены на принципиально новые товары, когда невозможно их сопоставить с ранее выпускаемыми;
  • при определении цен на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам, и на новые образцы;
  • при установлении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий пользуются этим методом;
  • при определении цен на товары, спрос на которые хронически превышает предложение.

Условия применения данного метода ценообразования:

  1. Эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар. Так как продукт: не имеет аналогов, уникальный новый, опытный образец редкий, производимый на заказ престижный дефицитный.
  2. Компания работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат.
  3. Издержки стабильны или незначительно изменяются во времени.

Использование метода ценообразования на основе издержек характеризует ценовую стратегию, которая обеспечивает скорее оптимальный, чем максимальный объем реализации продукции. Данный метод отражает традиционную ориентацию в большей мере на производство и в меньшей - на рынок.

Основная идея затратного ценообразования – формирование цены как суммы трех элементов:

  1. переменных издержек на производство единицы товара;
  2. средних накладных издержек;
  3. удельной прибыли.

Например, затраты на производство одного молотка равны 108 рублям, средняя доля прибыли в цене равна 10%. Оптовая отпускная цена товара будет равна 120 рублям (108 * 100 / 90) или, иначе, процент прибыли к затратам принимается равным 11,1%, тогда оптовая отпускная цена одного молотка будет равна 120 рублям 108 + (108 * 11,11% / 100%).

Исследование коммерческой практики показывает, что наиболее распространены следующие варианты затратного ценообразования:

  1. Определение цен с помощью нормативов отношения рентабельности к затратам. Данный метод используют преимущественно производители товаров.
  2. Расчет цен исходя из нормативной величины наценки. Этим методом широко пользуются в розничной торговле и сфере услуг.
  3. Ценообразование на основе целевой рентабельности инвестиций. Такой метод применяют при первичном установлении цен на новые товары и услуги или если есть возможность четко разнести используемые фирмой активы между различными продуктами.
  4. Определение цен с помощью торговых скидок. Подобным способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена.

Достоинства методов затратного ценообразования:

  1. Простота сбора информации и расчетов. Информация об издержках производства более определена и известна производителю, чем о спросе. Нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе.
  2. Надежность метода, т.к. информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии.
  3. Возможность минимизировать ценовую конкуренцию, если к этому методу определения цен обращаются все фирмы отрасли, то их цены будут схожими.
  4. Справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

Недостатки методов обоснования цен на базе издержек производства:

  1. Цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительские свойства товара и его заменителей, спрос на товар.
  2. Производители игнорируют то, что цена может не находится в прямой зависимости от издержек производства.

Метод обоснования цен на базе издержек производства больше годится для определения нижнего предела цены (которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок), чем для определения продажной цены.