Главная » Статьи » Методика » Теория ценообразования

Правовые аспекты ценообразования

Под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования:

  1. Рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения.

  2. Централизованное, государственное ценообразование на основе назначения цен госорганами.

Механизм ценообразования в экономической литературе раскрывается, например, через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер). Иными словами, в данном случае речь идет о правовом регулировании ценообразования, поскольку какое-либо воздействие на цену того или иного товара на рынке государство осуществляет через нормы права. При этом регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Следует отметить, что в настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др.

Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования экономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна позволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

  1. налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
  2. научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
  3. государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

  1. назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
  2. определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
  3. устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом – ценой.

В рассматриваемом аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающим функционирование цены и ценообразования в правовом поле, является действующее законодательство.

Статья 424 Гражданского кодекса РФ «Цена» не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет, прежде всего, особенности современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль государства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функциях государства в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с позиции общей теории права, то ценообразование есть элемент внутренней функции государства (экономической), наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования. При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов.

Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

О цене упоминается и в ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где указано, что цена иска определяется:

- по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
- по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
- по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
- по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В ст. 52 «Цены и ценообразование в области культуры» в Основах законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) указано на то, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Статья 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» также не содержит определения цены. В данной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Следует заметить, что к разновидностям цен законодатель относит тарифы, расценки, ставки. Этим обстоятельством подтверждается распространение категории «цена» и на различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов.

Цена, по мнению цивилистов, как правовая категория представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав. Цена обладает сложной объективно-субъективной природой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то время как стоимость – производственную. Таким образом, раскрытие содержания ценообразования и цены в определенном смысле необходимо связать с их субъективной природой, а именно с психологией конкретного субъекта, в частности, потребителя. Однако в рамках государственного регулирования ценообразования не всегда учитываются интересы потребителя, о чем свидетельствуют, например, изменения ставки транспортного налога, тарифов ЖКХ и др.

Цена – объект правоотношения. В одних случаях это элемент договора, условие реализации соглашения сторон договора. В других – объект публичных правоотношений (правоотношений типа «власть и подчинение»). Следовательно, акцентировать внимание исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены является недостаточным.

Цена является также категорией финансового права. Так, например, актуальность проблемы определения цены, ее разновидности – ставки в системе регулирования ценообразования государством наполняется новым содержанием в механизме установления налоговой ставки как обязательного элемента налога. Особенности установления налоговой ставки отражаются в высказывании французского просветителя и философа Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

П.М. Годме справедливо подчеркивал, что налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объекта обложения, размер обложения, все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки. Налоги и сборы, а также иные фискальные платежи воздействуют на финансовую политику хозяйствующих субъектов, тем самым отражаются в цене производимых товаров. Так, на уровень цен особенно сильно воздействуют налог на добавленную стоимость и акцизы.

Анализ экономической литературы указывает на то, что любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав элементов может меняться, пишет В.Е. Есипова в своем учебнике «Цены и ценообразование».

Одним из основных элементов цены является себестоимость. В целом определение себестоимости сводится к тому, что себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Уровень цены, а также регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость, регулируется следующими нормативными актами: Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997г. №118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»; нормативными актами, регулирующими механизм отраслевых затрат по производству и реализации работ и услуг, например, Постановлением Правительства РФ от 29.06.1993г. №513 «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных обществ энергетики и электрификации», Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса (утв. Минэкономики России 19.10.1994), Приказом ГКФТ РФ от 08.06.1998г. №210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» и многие др.

Прибыль также является важнейшим элементом цены. Прибыль – это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. После уплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистая прибыль. При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.

На уровень цены определенное влияние оказывают посредники (хозяйствующие субъекты, занимающиеся торгово-закупочными, посредническими, заготовительными и иными услугами), что обусловливает в структуре цены наличие наценок, надбавок, в некоторых случаях скидок.

Особое место в составе цены занимают налоги. Как известно, налоги являются основным источником формирования государственной казны. Указанным обстоятельством опосредована связь цены-ценообразования с государством. Правовая форма данной связи позволяет в ценообразовании выделить еще один аспект: императивный, поскольку государство самостоятельно организует, устанавливает и регулирует механизм налогообложения в стране.

Содержание ценообразования проявляется в его функциях, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с функциями цены. В экономической литературе выделяют следующие функции цены:

  1. измерительную. Как пишут экономисты, благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар;
  2. соизмерительную функцию, которая позволяет сопоставить ценности разных товаров;
  3. учетную функцию, с помощью которой исчисляются все стоимостные показатели;
  4. информационную функцию, которая позволяет реализовать процесс прогнозирования, планирования, анализа и принятия рациональных и эффективных решений;
  5. стимулирующую функцию. С одной стороны, цена поощряет производителя тем, что от нее (цены) зависит прибыль. Сдерживающее воздействие цены сказывается на выпуске и потреблении отдельных товаров (услуг);
  6. перераспределительную функцию. Данная функция означает, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными социальными группами населения.

Особое место, определяющее сущность ценообразования, должно отводиться, на наш взгляд, контрольной функции ценообразования. Данная функция наиболее полно отражает влияние государственного воздействия на цены, что особенно ярко демонстрирует правовую форму регулирования ценообразования.

На ценообразование воздействует большое количество различных факторов. Ценообразование, с одной стороны, является «зеркалом», отражающим состояние экономики в стране, с другой стороны – наглядно показывает роль государства и степень его участия в регулировании ценообразования, что, несомненно, свидетельствует о важном значении права в системе функционирования цен.

Автор: Н.А.Саттарова, Д. ю. н., профессор, завкафедрой финансового права Института экономики, управления и права, г. Казань
Источник: «Финансовое право», 2010, №5
Похожие материалы:
  Методы ценообразования ориентированные на спрос и уровень конкуренции
  Формирование законодательной базы рыночного ценообразования
  Факторы чувствительности покупателей к уровням цен
  Рыночные стратегии ценообразования
  Параметрические методы ценообразования