Главная » Статьи » Методика » Методы ценообразования

Элементарные параметрические методы

Первоначально зависимость цены от параметров определяется на основе статистической обработки информации о параметрах и ценах изделий, входящих в единый параметрический ряд.

Параметрические методы широко применяются для расчета цен серийных товаров потребительского и производственного значения и практическим не применяются для расчета цен уникальных изделий, так как в данном случае трудно подобрать статистический материал для нахождения зависимостей между ценой изделия и его параметрами.

К элементарным параметрическим методам относятся:
Метод удельной стоимости
Метод, основанный на использовании формулы «Берим».

Метод удельной стоимости, который более правильно было бы назвать методом удельной цены, заключается в том, что цена изделия делится на величину мощности, производительности, массы или иного параметра, считающегося главным для данного товара. Полученная при этом цена единицы главного параметра (удельная цена) может быть использована для ориентировочного расчета цен аналогичных изделий с другими величинами главного параметра. Здесь необходимо иметь ввиду, что удельная цена снижается по мере роста параметра.

Такая закономерность свойственна всем товарам, однако величина снижения различна для разных изделий. следует также учитывать и то, что такой метод оценки может привести к грубым ошибкам, если не принимать во внимание современные тенденции производства, а в частности, более конкурентоспособные машины и оборудование бывают, как правило, легче (по массе) прежних. Для электроники, контрольно-измерительного, сложного станочного оборудования весовой метод вообще не приемлем.

Очевидно, что метод удельной стоимости для большинства изделий может применятся лишь для ориентировочной, оперативной прикидки цен.

Французская фирма «Берим», основывалась на статистических данных по рыночным видам продукции, предложила метод расчета цен на основе следующей их зависимости от главного параметра:

Ц = Цб * (П / Пб)n

где,
Ц - расчетная цена;
Цб - цена базисного товара;
П - значение параметра товара, цену которого необходимо определить;
Пб - значение параметра базисного товара;
n - показатель, учитывающий зависимость удельной цены от изменения главного параметра и называемый коэффициентом торможения.

Формула, получившая в международной практике название формулы «Берим», широко используется для расчета цен в практике международной торговли. Для многих товаров значение коэффициента установлены по многолетним наблюдениям. Например, для центробежных насосов n = 0,5, для тракторов средней мощности – 0,72, для экскаваторов – 0,8 и т.д. Кроме того, его легко вычислить имея данные о ценах и параметрах нескольких аналогичных изделий. для этого необходимо прологарифмировать формулу «Берим». Проделав эту операцию с данными по нескольким изделиям и затем найдя средние из полученных значений, можно достаточно точно определить его для конкретного товара.

Использовать формулу «Берим» рекомендуется при не особенно больших разбросах главного параметра двух сравниваемых товаров. считается, что различие в величинах П и Пб не должно превышать 30-50%. Формула «Берим» проста, но позволяет учитывать при расчете цены лишь один из параметров. Вследствие этого расчетная цена содержит неизбежную погрешность, так как потребитель оценивает изделие по определенной совокупности параметров.

Для расчета цен сложных изделий на практике применяют разного рода эмпирические зависимости, в том числе математические параметрические модели, основанные на корреляционно-регрессионном методе. Они позволяют учитывать при расчете цен много параметров, характеризующих потребительские свойства товаров. Это в определенной степени повышает точность и достоверность расчета. В связи с выполнением сложных расчетов на ЭВМ снижается их трудоемкость для исполнителя. Корреляционно-регрессионный метод может в равной степени применяться при расчете цен различной продукции. Существенный его недостаток - необходимость значительного объема информации об изделиях одного параметрического ряда. Между тем определение цен, как правило, осуществляется в условиях дефицита статистической информации. Кроме того, корреляционно-регрессионному анализу присуща определенная инертность, которая еще более жестко формализует получаемые результаты.

Издержки, спрос и конкуренция, оказывая основное влияние на цены, в свою очередь регламентируются целями предприятия и стратегией ценообразования, принятой для их достижения.