Ценообразование

Категории раздела

Ценообразование в строительстве
Ценообразование в торговле
Ценообразование на предприятии
Ценообразование в ЖКХ
Ценообразование в энергетике
Ценообразование на услуги
Ценообразование в системе страхования
Ценообразование в банках
Международный опыт
Главная » Статьи » Практика ценообразования » Ценообразование в строительстве

Проблемы современного ценообразования в строительстве

МДС разработаны и утверждены в период 1999-2006 гг. Сметно-нормативная база составлена в ценах и тарифах на 01.01.2000г. и введена в действие с 01.01.2001г. Она включает сборники государственных элементных сметных норм и единичных расценок (федеральных, территориальных, отраслевых); сметные цены на эксплуатацию строительных машин и материалы, тарифные ставки рабочих; нормативы, выраженные в процентах: накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат.

Нормативная база 2001г. была основана на принципах и сметных нормах 1991г. с применением так называемых дифференцированных поправочных коэффициентов к затратам труда рабочих и ко времени работы строительных машин (1,0-1,31). В нормативную базу вносились дополнения и изменения: за период 2002-2007гг. вышли выпуски по строительным работам – 6; монтажным – 3; пусконаладочным – 1.

Становление и развитие сметно-нормативной базы осуществлялось под руководством Госстроя России с участием региональных центров ценообразования в строительстве (РЦЦС). Особенно результативной в этой области была деятельность РЦЦС Санкт-Петербурга. Специалисты центра приняли самое активное участие в разработке многих сметно-нормативных сборников; предложили значительно менее сложную методику определения сметных цен на строительные ресурсы (по сравнению с рекомендуемой Госстроем России). В результате Санкт-Петербург перешёл на новую сметно-нормативную базу с 01.01.2002г., в то время как Госстрой России констатировал завершение перехода в конце 2003 – начале 2004 годов.

В этот период РЦЦС СПб, по существу, становится центром ценообразования в строительстве в стране: создаются Координационный центр ценообразования в строительстве (КЦЦС) и общественная организация Профессиональный Союз инженеров-сметчиков (В Москве). Проводится многосторонняя и полезная работа: издаётся содержательный и интересный журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», «Консультации и разъяснения по вопросам сметного нормирования и ценообразования»; учебная, техническая, экономическая литература. Разработаны и выпущены в свет «Сборники сметных норм и расценок на новые технологии в строительстве» (в 3 частях).

Переработаны, дополнены и изданы сборники элементных сметных норм и единичных расценок на ремонтно-строительные работы; отдельные сборники на строительные и монтажные работы. Конференции, проводимые РЦЦС, а теперь Профессиональным союзом инженеров-сметчиков, собирают участников из всех регионов России.

Но положение ценообразования в строительной отрасли изменилось в последние три-четыре года. После ликвидации Госстроя России функции управления строительством были переданы Министерству регионального развития и созданному при нём Росстрою (теперь упразднённому).

С целью усиления государственного регулирования порядка определения сметной стоимости строительства, осуществляемого за счёт средств госбюджета, был создан Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), а затем его филиалы в субъектах Федерации, в т.ч. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Бывший НИИ строительных материалов в Санкт-Петербурге преобразован в Научно-исследовательский и проектный институт ценообразования и строительных материалов.

Аналогичную позицию заняло правительство Санкт-Петербурга – при Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли был создан ГУ «Центр мониторинга и экспертизы цен».

С 2007г. вновь созданные центры приступили к реформированию системы ценообразования в строительстве. Заключалась она в полном пересмотре сметных нормативов на федеральном и территориальном уровнях. К 2008-2009 гг. эта работа была завершена и выпущены в свет новые варианты сметно-нормативной базы 2001 года:

На федеральном уровне:

  • сборники государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (за исключением нескольких сборников на строительство специальных сооружений) – ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНР-2001, ГЭСНп-2001;
  • сборники федеральных единичных расценок на аналогичные виды работ (ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001, ФЕРп-2001);
  • сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001);
  • сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (в 5 частях) – ФСЦМ;

Обещан выпуск «Сборника сметных цен на перевозку грузов для строительства».

На территориальном уровне:

  • территориальная сметно-нормативная база (ТСНБ) «Госэталон 1.1.», включающая сборники ТЕР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: Укрупнённые расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства; Прейскурант на наружные сети водопровода и канализации в ценах на 01.01.2001;
  • ежемесячно обновляемые сборники средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (СССЦ);
  • тарифные ставки оплаты труда рабочих и система индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к 01.01.2000 г. (публикуются в журнале «Вестник ценообразования в строительстве»).

Ознакомление с содержанием основных сборников не оставляет впечатления, что сметно-нормативная база изменилась в лучшую сторону.

В сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств 2001г. расценки приводились с распределением по элементам и группам затрат: амортизационные отчисления на полное восстановление, затраты на ремонты и техническое обслуживание, на замену быстроизнашивающихся частей и др. В редакции 2008г. распределение затрат отсутствует; не приводятся нормы затрат труда, расхода энергоресурсов. При этом в основном расценки на эксплуатацию машин не изменились.

В сборниках сметных цен на материалы (ФСЦМ – 2008) отсутствует полезная информация – масса брутто, приводимая ранее в сборниках 2001г. При определении сметных цен изменились транспортные расходы, но это отразилось на уровне отпускных цен, что нелогично: отпускная цена – исходный показатель для расчёта сметной стоимости материалов.

Многочисленные поправки внесены в ГЭСН-2001 и ФЕР-2001; по данным ФЦЦС примерно 80% расценок откорректированы.

При переработке ГЭСН и ФЕР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы как основную новацию можно рассматривать уменьшение норм затрат труда и заработной платы машинистов, достигаемое путем исключения из нормативов 2002г. затрат труда и заработной платы водителей автотранспортных средств. Оплата труда водителей с начисленными накладными расходами и сметной прибылью учтена в расценках на эксплуатацию автотранспортных средств (раздел 40 Сборника сметных расценок на эксплуатацию строительных машин). Но это предложение спорно.

Традиционно в расценки на эксплуатацию строительных машин, в том числе автотранспортных средств, включается заработная плата машинистов (водителей); а также накладные расходы и прибыль организаций, занимающихся их ремонтом и обслуживанием. Тем не менее было принято выделять в ГЭСН-2001 затраты труда и заработную плату рабочих, управляющих строительными машинами, и водителей автотранспорта, стоящего под разгрузкой и перемещающего строительные материалы и изделия в пределах строительной площадки. Не учитываются затраты труда и заработная плата водителей автомашин, занятых вывозом грунта и мусора со строительной площадки, так как это осуществляется за ее пределами, и данные затраты рассматриваются как транспортные расходы.

На такой порядок формирования фонда оплаты труда рабочих ориентированы действующие нормы накладных расходов и сметной прибыли. При его изменении требуется соответствующая корректировка этих нормативов. Таким образом, предложенный ФЦЦС порядок формирования фонда оплаты труда рабочих требует более основательных методических обоснований.

По сведениям Минрегионразвития, в Федеральной сметно-нормативной базе было выявлено более 70 тысяч ошибок. Результаты проведенного разработчиками изменения ФЕР в редакции 2008г. по сравнению с 2001г. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ ФЕР-2001 в редакциях 2001 и 2008 гг.
Интервалы УВЕЛИЧЕНИЯ прямых затрат, руб. Количество расценок, шт. В % к итогу
до 10 10 732 49,21
от 10,01 до 100 6 772 31,05
от 100,01 до 500 2 699 12,4
от 500,01 до 1000 683 3,1
от 1000,01 до 3000 519 2,4
от 3000,01 до 5000 134 0,6
от 5000,01 до 10000 127 0,6
от 10000,01 до 50000 89 0,4
от 50000,01 до 100000 14 0,06
от 100000,01 до 500000 38 0,17
от 500000,01 до 1000000 3 0,01
Итого увеличенных расценок 21 810 100
Интервалы УМЕНЬШЕНИЯ прямых затрат, руб. Количество расценок, шт. В % к итогу
до 10 3 056 36,6
от 10,01 до 100 2 421 29
от 100,01 до 500 1 262 15,12
от 500,01 до 1000 389 4,66
от 1000,01 до 3000 587 7,03
от 3000,01 до 5000 143 1,71
от 5000,01 до 10000 157 1,88
от 10000,01 до 50000 216 2,59
от 50000,01 до 100000 39 0,47
от 100000,01 до 500000 51 0,61
от 500000,01 до 1000000 28 0,33
Итого уменьшенных расценок 8 349 100
Всего изменённых расценок 30 159

При анализе был принят формальный количественный подход – выявлена абсолютная величина разницы в расценках по сравниваемым нормативным базам. Она представляется значительной, но если учесть, что единичные расценки обычно даются на укрупнённый измеритель: 1000куб. м. разработанного грунта, 100куб. м. монолитных бетонных и железобетонных конструкций, 1 км прокладки наружных инженерных коммуникаций и т.п. – и выражаются 6 -7 значными числами (без учёта дробной части), то напрашивается вывод, что, за небольшим исключением, внесенные поправки находятся в пределах точности подсчётов.

Наиболее существенно изменились некоторые расценки в сборниках:

  • 22. «Водопровод – наружные сети»;
  • 33. «Линии электропередач»;
  • 66р. «Наружные инженерные сети».

В других сборниках правки менее значимы, а в некоторых расценки почти не изменились. Типичный пример пересмотра норм и расценок в 2008г. приведен в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Сравнение единичных расценок из сборника ФЕР-2001-08. Конструкции из кирпича и блоков в редакциях 2008 и 2001 гг.

Таблица 3. Сравнение единичных расценок из сборника ФЕР-2001-12 Кровли в редакциях 2008 и 2001 гг.

Следует отметить, что пересмотр сметно-нормативной базы осуществлялся при отсутствии ясных методических подходов. Были отменены основные методические указания о порядке разработки: государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (МДС 81-19.2000); сборников сметных цен на материалы, изделия, конструкции, на перевозку грузов для строительства (МДС 81-2.99); сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (МДС 81-3.99) . Соответствующие новые методические указания не разработаны.

Что касается государственной территориальной системы сметных нормативов Санкт-Петербурга, то все её составляющие, включая систему индексов, были скопированы с методически обоснованной и разработанной в начале 2000 годов Региональным Центром ценообразования в строительстве (РЦЦС СПб). Но за прошедшие годы РЦЦС ушёл далеко вперёд, постоянно разрабатывая нормативы на новые технологии, обновляя и дополняя сборники элементных сметных норм и единичных расценок. Центр мониторинга ограничился арифметическим пересчётом норм и расценок 2001г.

Переход на «новую» нормативную базу проводится с 2007г. Приказами Минрегионразвития были отменены постановления Госстроя России начала 2000-х годов, вводившие в действие сборники сметных нормативов 2001г.

Создан «Реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности». Правомочность сметных нормативов должна подтверждаться включением их в Реестр. Приказом Минрегионразвития установлены признаки достоверности печатных изданий федеральной нормативной базы 2008г. – голограмма и печать ФГУ ФЦЦС. Использование иных сметных нормативов рассматривается как факт криминального характера, о чём свидетельствует приведённый ниже текст из официального письма ФЦЦС от 03.10.2008:

«В конце 2008 года начнутся контрольные мероприятия по проверке достоверности содержимого сметных программ официальной редакции государственных сметных нормативов.

О выявленных фактах искажения официальных данных в составе автоматизированных программ сметных расчётов будут информироваться соответствующие контрольно-финансовые и правоохранительные органы».

Строительный комплекс, как может, противодействует переходу на «новую» нормативную базу. Нормативная база 2008г. является обязательной только при определённой сметной стоимости строительства, осуществляемого по государственному заказу. При строительстве за счёт частных инвесторов стоимость может определяться по любым сметным нормативам.

Но какой «разброд и шатание» вносит деятельность государственных органов ценообразования в строительстве. Сегодня на федеральном и территориальных уровнях имеется по три варианта сметно-нормативных баз 2001г. в редакциях: официально отмененной, но пока наиболее применяемой 2001г., 2008 и 2009 гг.

На разработку нормативной базы 2008г. были затрачены, очевидно, большие деньги из государственного бюджета. Теперь их надо окупить, заставив заказчиков, подрядчиков и проектные организации приобретать сборники сметных нормативов, переоснащать программные комплексы.

По мнению автора, затраты денег, труда и нервной энергии на разработку и применение нормативной базы в редакции 2008г. нельзя считать оправданными. Административный ресурс и бюджетные средства следовало использовать по другому назначению.

Со времени разработки нормативной базы в ценах на 01.01.2000 прошло 10 лет. За это время обновились техника и технология строительного производства, ассортимент строительных материалов. Инфляция заставляет постоянно повышать индексы на все виды работ и ресурсов. В среднем стоимость строительно-монтажных работ выросла в 6 – 6,5 раз по сравнению с 2000 годом, а по отдельным видам до 9 раз.

Изменились экономические условия деятельности строительных организаций. В 2007г. введен новый Единый тарифно-квалификационный справочник профессий рабочих в строительстве, предусматривающий восемь разрядов и новые тарифные коэффициенты.

Нормы амортизационных отчислений 1990г, принятые при определении сметных расходов на эксплуатацию строительных машин, давно не действуют. Сегодня введено понятие «срок полезного использования» основных фондов в соответствии с амортизационными группами. При сокращении срока службы строительных машин увеличиваются амортизационные отчисления и уменьшаются затраты на их ремонт. В строительстве используется много импортной строительной техники, из-за заниженного курса рубля она очень дорога, а в действующих расценках предусмотрено использование отечественных машин.

Этот перечень можно продолжить, но уже ясно, что новая нормативная база ценообразования в строительстве должна разрабатываться на основе обновленных методических документов, соответствующих современному уровню технического и экономического развития.

В условиях переходной экономики 90-х годов прошлого века Госстрой России сумел организовать создание сметно-нормативной базы 2001г. К её разработке были привлечены заинтересованные министерства и ведомства, 38 специализированных проектных организаций, свыше 80 региональных центров ценообразования в строительстве.

В современных условиях возглавить и организовать эту работу, очевидно, должны Ассоциация и Союз строителей России, Профессиональный союз инженеров-сметчиков. К разработке современных сметных нормативов следует привлечь всех грамотных специалистов-профессионалов, в т.ч. из консалтинговых фирм, занимающимися вопросами ценообразования в строительстве. Участие государственных органов управления строительством должно заключаться в обосновании современной политики ценообразования и в грамотной экспертизе сметной документации на строительство.

Жёсткое государственное регулирование ценообразования противоречит принципам саморегулирования, на которые перешло строительство с начала этого года. С одной стороны, отменяется государственное регулирование производственно-технической деятельности, где оно как раз необходимо для обеспечения качества и надёжности продукции строительства; с другой, – мелочное вмешательство в определение цены, которая в строительстве является договорной между заказчиком и подрядчиком. Такая политика дискредитирует сметное ценообразование как науку, как важнейшее направление экономической работы строительных организаций, как творческую деятельность профессионалов-сметчиков.

Автор: канд. экон. наук, профессор Н.И.Барановская (СПбГАСУ)

Категория: Ценообразование в строительстве
Теги: сметный расчет, МДС, ценник, смета

Вместе с этим читают:
Этапы формирования ценовой политики туристской организации
Ценообразование управляющих компаний
Госрегулирование цен в смешанной экономике
Ценовые стратегии турфирм
Параметрические методы ценообразования
Общие принципы расчета тарифов на услуги водоснабжения
Ценообразование на рынке автомобилей

Поиск по сайту

Подписка на RSS-ленту

Введите ваш e-mail:

Популярные статьи

Виды и структура цен
Политика ценообразования
Методы ценообразования
Ценовая стратегия организации
Принципы ценообразования
Рыночные методы ценообразования
Система, виды цен и их формирование
Затратный метод ценообразования
Ценообразование на туристические услуги
Сущность и функции цен

Рекомендуем

Управленческий анализ
Управление денежными потоками