Главная » Статьи » Методика » Методы ценообразования

Трансфертное ценообразование

В научной литературе трансфертное ценообразование (transfer pricing) рассматривается в широком и узком смыслах. В первом, широком, значении под трансфертным ценообразованием понимается деятельность по установлению и применению любых цен, подлежащих налоговому контролю, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки.

В узком (специальном) значении трансфертные цены это цены, используемые внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. В данном случае трансфертные цены являются объективным результатом усложнения системы хозяйственных связей, а не продуктом налогового планирования. С учетом того что группы компаний могут использовать такие цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие применяемых цен рыночному уровню.

Разделение трансфертного ценообразования на две составляющие (в широком и узком значениях) имеет принципиальное значение. Правила, установленные ст. 40 НК РФ, относятся не только к взаимозависимым лицам, но и к товарообменным (бартерным) операциям, внешнеторговым сделкам, сделкам, цены по которым отклоняются более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В теории и на практике допускается смешение этих составляющих, что приводит к искажению положений о трансфертных ценах.

Трансфертное ценообразование представляет собой средство объединения информации в системах учета отдельных организаций в единую систему управленческого учета корпорации. Аккумулируя ресурсы с помощью управления движением финансовых потоков, трансфертное ценообразование позволяет получить корпорациям конкурентные преимущества за счет приобретения возможности осуществлять маркетинговые мероприятия, проводить НИОКР, инвестировать средства в приобретение нового оборудования и др.

Российское законодательство рассматривает трансфертное ценообразование в качестве одного из средств уклонения от налогообложения, т.е. трансфертное ценообразование есть налоговое правонарушение. Вместе с тем, такой подход является односторонним и не учитывает случаи, когда трансфертное ценообразование законно и не является правонарушением.

Существует фактическое трансфертное ценообразование, договорное трансфертное ценообразование, смешанное трансфертное ценообразование.

Существуют различные виды (методы) трансфертного ценообразования. С учетом сферы применения трансфертное ценообразование можно подразделить на ценообразование на внешние и внутренние сделки.

В экономической литературе выделяют две основные системы ценообразования: рыночное и централизованное государственное. Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения, централизованное – формирования цен государственными органами на основе издержек производства и обращения. Трансфертное ценообразование – это вид рыночного ценообразования.

Трансфертное ценообразование, будучи разновидностью рыночного ценообразования, получило прописку в Налоговом кодексе РФ. Причины здесь разные. Действительно, для целей налогообложения Кодекс (ст. 40) устанавливает принципы определения цены товаров, работ или услуг.

Особое место в системе трансфертного ценообразования занимает ценообразование по сделкам с участием взаимозависимых лиц. В соответствии с п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Политика трансфертного ценообразования является одним из ключевых аспектов финансового управления в холдинговых структурах, будучи тесно связанной с кредитной, налоговой, инвестиционной и амортизационной политикой. Благодаря возможности проведения гибкой финансовой политики (что особенно необходимо в нестабильной экономической среде, характерной для современной России) создание холдинговых структур является одним из наиболее распространенных способов реструктуризации компаний.