» » »

Трансфертное ценообразование в холдинге

На практике трансфертное ценообразование – это реализация товаров или услуг в рамках группы связанных между собой лиц (холдинговых структур) по ценам, отличающимся от рыночных цен.

Выбор метода трансфертного ценообразования осуществляется на основе поставленных задач.

Существует три главных метода определения трансфертных цен, которые могут быть использованы в целях расчета между взаимозависимыми компаниями. Эти методы полностью совпадают с методами, предусмотренными российским налоговым законодательством, перечислим эти методы трансфертного ценообразования:

  1. Метод сопоставимой неконтролируемой цены.
  2. Метод цены перепродажи (не применим для бухгалтерских услуг).
  3. Метод «затраты плюс прибыль».

Метод сопоставимой неконтролируемой цены. При выборе этого метода цены устанавливаются на основе прейскурантных цен:

  1. на такие же или похожие услуги на рынке этих услуг;
  2. на такие же услуги, оказываемые внешним заказчикам (в случае, если аутсорсинговая компания оказывает услуги и внутренним, и внешним заказчикам).

При выборе этого метода трансфертного ценообразования налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней в случаях, когда цены товаров (работ, услуг) отклоняются в сторону понижения или повышения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).

Метод цены перепродажи. В случае, когда перед продажей взаимозависимой стороне осуществляется передача товаров между взаимозависимыми сторонами, часто используется метод цены перепродажи. Этот метод для получения цены продукта при передаче перепродавцу уменьшает цену перепродажи на сумму наценки, представляющей собой величину, за счет которой перепродавец хотел бы покрыть свои издержки получить соответствующую прибыль. Существует проблема субъективного суждения при определении удовлетворительной компенсации, предназначенной перепродавцу за его вклад в процесс. Этот метод также используется для передачи других ресурсов, таких как права и услуги.

Метод «затраты плюс прибыль». Применяется при невозможности использования метода сравнения примененной сторонами цены с рыночными ценами и метода последующей реализации. Для определения рыночной цены в таком случае учитывают прямые и косвенные затраты исполнителя услуг и к ним прибавляют наценку, обычную для данной сферы деятельности.

При выборе данного метода должны быть разработаны плановые калькуляции на каждый продукт или вид услуг.

Причин для использования трансфертных цен у холдинга может быть две:

  1. необходимость перераспределения финансовых ресурсов в рамках холдинга. Обычно это выглядит как концентрация финансовых ресурсов в едином центре прибыли с целью дальнейшего перераспределения в соответствии с потребностями холдинга в целом;
  2. возможность использования трансфертного ценообразования для оптимизации налогообложения. Данный результат достигается в том случае, если центр прибыли пользуется теми или иными налоговыми льготами, что позволяет снизить налоговую нагрузку на холдинг в целом.

Первая причина применения трансфертного ценообразования в холдинговых компаниях не сильно волнует государство. Зато вторая – наоборот.

Необходимо отметить, что на настоящем этапе развития налогового законодательства понятие «налоговая оптимизация» в представлении многих бухгалтеров и специалистов в области налогообложения, и тем более налоговых органов, практически сравнялось с понятием «преступление в области налогообложения».

Одной из причин использования данного вида ценообразования – оптимизация налогообложения, которая хоть и является законным правом налогоплательщика, но со стороны налоговиков вызывает повышенный интерес.

Для того чтобы удовлетворить все стороны, законодатель включил в Налоговый кодекс статью 40, которая представляет собой некий компромисс. Ее суть состоит в том, что она позволяет холдингам использовать трансфертное ценообразование, но колебание цены не может превышать 20% от уровня рыночных цен. В противном случае налоговые органы могут пересчитать налоги, исходя из рыночных цен. Естественно, сразу появились проблемы:

  1. для холдингов экономическая эффективность использования трансфертного ценообразования ограничена 20%, что, разумеется, не может быть интересно;

  2. данная норма противоречит ст. 424 ГК РФ, которая говорит, что цена зависит только от соглашения между продавцом и покупателем;

  3. отсутствует толковая методика определения рыночной цены, что препятствует налоговым органам использовать ст. 40 НК РФ.

Похожие материалы:
  Особенности ценообразования в туризме
  Маржинальный анализ как инструмент оптимизации ценовой политики
  Ценообразование в кризисных условиях
  Методы ценообразования на услуги и сложности их применения
  Совершенствование системы ценообразования в ЖКХ