Главная » Статьи » Практика » Ценообразование в энергетике

Оценка и RAB-регулирование тарифов

Государственное регулирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB) предусмотрено oсновами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 (далее – Основы ценообразования). Методологическая база Основ ценообразования прописана в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее – Методические указания), утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (далее – ФСТ России) по согласованию с Минэкономразвития России от 26.06.2008 №231-э.

Особенностью государственного установления цен (тарифов) в электроэнергетике является определение так называемой «необходимой валовой выручки» (НВВ). Согласно Основам ценообразования под этим термином подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Отношением НВВ и объема оказываемых услуг устанавливается цена на услуги регулируемых предприятий электроэнергетики. Практикуемый до сегодняшнего момента в установлении тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает ежегодный пересмотр регулятором НВВ каждой регулируемой компании.

Принципы регулирования с использованием метода RAB предусматривают установление тарифов на 3-5-летний период на основе долгосрочных параметров регулирования. Регулирование методом RAB в отличие от метода экономически обоснованных расходов (затрат) создает предпосылки для создания благоприятного инвестиционного климата в электроэнергетической сфере, поскольку правила игры (в данном случае – долгосрочные параметры регулирования) в течение всего периода регулирования остаются неизменными. Длительность первого долгосрочного периода регулирования для «обкатывания» новой методики составит три года, продолжительность же последующих периодов – пять лет.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов.

Следует учесть, что НВВ состоит из расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величины возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), а также дохода на инвестированный капитал и величины изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов.

В целях стимулирования регулируемых компаний к снижению издержек, предусмотрено применение понижающего коэффициента эффективности операционных расходов. Для обеспечения одинаковых стимулов к снижению расходов на протяжении всего долгосрочного периода регулирования предусмотрен механизм, позволяющий организации получать выгоды от экономии операционных расходов, достигнутой в последние годы долгосрочного периода регулирования, на протяжении 5 лет, в том числе в течение следующего долгосрочного периода регулирования.

Справедливая норма доходности на инвестированный капитал рассчитывается в виде средневзвешенной стоимости капитала. Такой подход к расчету нормы доходности позволяет учитывать риски, связанные с финансированием деятельности распределительных сетевых компаний, как за счет собственных источников, так и за счет заемных средств. Стоимость финансирования деятельности компании за счет собственного капитала отражает все риски, присущие инвестициям в акционерный капитал. Стоимость финансирования за счет заемных средств соответствует процентной ставке, под которую возможно привлечение кредитных ресурсов.

В соответствии с Методическими указаниями доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электрической энергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7.

На первый долгосрочный период регулирования ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России устанавливает норму доходности инвестированного капитала отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, устанавливаются единой ставкой.

Во избежание резкого роста тарифов вследствие применения RAB-регулирования Методическими указаниями предусмотрен механизм сглаживания, заключающийся в перераспределении НВВ в течение всего долгосрочного периода регулирования.

В связи с принятием рассмотренной нами новой модели установления тарифов открывается новый сегмент рынка для профессиональных оценщиков как участников тарифного процесса.

Прежде всего, профессиональное оценочное заключение понадобится при формировании расчетов и прогноза расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) на период регулирования 2010-2012 гг. относительно операционных (подконтрольных) расходов и расходов, включаемых в НВВ в объеме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольных расходов).

Подлежащий согласованию с ФСТ России формат расчета операционных расходов и неподконтрольных расходов должен соответствовать формам составления бюджета регулируемых организаций.

Распределение расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), должно быть предложено оценочной компанией, исходя из требований п. 18 Методических указаний и структуры бюджетных форм регулируемой организации. При невозможности обоснования такого разделения, оценщик вправе представить Обществу предложения об изменении бюджетных форм. Утвержденные регулируемой организацией бюджетные формы подлежат согласованию с ФСТ России и включению в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.03.2006 №56-э/1.

Также привлечение независимого оценщика возможно для подготовки расчета и прогноза индекса эффективности операционных расходов на первый долгосрочный период. В соответствии с п. 61 Методических рекомендаций индекс эффективности операционных расходов устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчете на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций.

Для определения регулирующей базы активов организации от оценщика потребуется провести расчет и прогноз размера инвестированного капитала на первый прогнозный период. В частности, предстоит определить полную восстановительную стоимость основных средств и определить рыночную стоимость незавершенного строительства по состоянию на 01.01.2009 г., а также идентифицировать объекты (части объектов), построенные за счет платы за технологическое присоединение для их исключения из базы первоначального капитала RAB.

В рамках выполнения этой задачи потребуются оценочные заключения об определении физического износа объектов основных средств, исходя из ряда аспектов: экспертной оценки технического персонала, экономически обоснованных сроков службы, учета реконструкций и ремонтов, приводящих к восстановлению основных средств и уменьшению величины износа. Одним из направлений при решении данной задачи станет определение внешнего износа в региональном разрезе: недозагрузки основного технологического оборудования (в т.ч. полезность и используемость объектов основных средств), соотношения требуемой и фактической амортизации, денежных потоков, генерируемых инвестированным капиталом.

Следующим этапом работы независимого оценщика может стать расчет и прогноз чистого оборотного капитала на первый прогнозный период. В соответствии с п. 28 Методических указаний величина чистого оборотного капитала устанавливается органами регулирования на долгосрочный период регулирования в размере, соответствующем величине оборотного капитала, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемой деятельности без возникновения кассовых разрывов.

Расчет чистого оборотного капитала представляет собой разницу краткосрочных обязательств и величины текущих активов по данным бухгалтерского учета на начало года, предшествующему началу долгосрочного периода регулирования.

Очередным этапом участия оценщика в тарифном процессе будет расчет и прогноз нормы доходности капитала на первый прогнозный период.

Как было указано ранее, доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электроэнергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7. По заказу регулируемой организации оценщик может оказать услуги по обоснованию данного соотношения для целей внедрения RAB в отношении каждой конкретной компании.

Поскольку стоимость заемного капитала определяется, исходя из усредненной стоимости облигационных займов, размещенных регулируемыми организациями, то оценщик может составить перечень таких организаций, включая российские распределительные компании и зарубежные аналоги магистральный сетевых компаний, и рассчитать стоимость заемного капитала для регулируемой организации.

Оценщик также может рассчитать доходность долгосрочных государственных обязательств России в процентах годовых как средняя доходность государственных обязательств со сроком до погашения на дату расчета нормы доходности не менее 4 лет и не более 6-и лет за год, предшествующий дате расчета нормы доходности.

Доходность облигаций организаций, имеющих кредитный рейтинг AA (в классификации рейтингового агентства Standard & Poors), соответствующий риску инвестиций в распределительный сетевой комплекс Соединенных Штатов Америки, в соответствии с результатами торгов облигациями со сроком погашения 10 лет, имеющими рейтинг AA.

Оценщик рассчитывает премию за риск инвестирования в собственный капитал регулируемой организации и норму доходности инвестированного капитала в реальном выражении и согласовывает полученное значение с заказчиком, а также согласовывает норму доходности инвестированного капитала с ФСТ России. В свою очередь ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России выпускает приказ о норме доходности для регулируемой организации.

Расчет и прогноз срока возврата инвестированного капитала на первый прогнозный период также может осуществляться независимым оценщиком. В соответствии с п. 50 Методических указаний срок возврата инвестированного капитала составляет 35 лет.

Оценщик проводит исследование сроков жизни активов, входящих в инвестированный капитал, определяет средневзвешенный срок жизни и оставшийся срок службы активов с учетом фактически сложившихся исторических сроков жизни основных средств Компании, а также ремонтов и капитальных вложений Компании за период регулирования.

В соответствии с п 7.1. Основ ценообразования регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с ФСТ России. В этой связи оценщик может выполнить расчет и прогноз максимальной возможной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемый с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг на первый прогнозный период.

В свою очередь регулирующие органы контролируют соблюдение уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих или повышающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми ФСТ России. Корректировка НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится также по результатам контрольных мероприятий по соблюдению уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с п. 31 Методических указаний данная величина не может превышать 3% от НВВ, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении. В этой связи привлечение независимого оценщика может осуществляться по следующим направлениям:

  1. подготовка проекта методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) и согласование их с заинтересованными субъектами;
  2. подготовка проекта методических указаний по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), и согласование их с заинтересованными субъектами.

При разработке таких актов оценщик должен исходить из приоритета минимизации возможных рисков уменьшения тарифной выручки для регулируемой организации, в том числе в результате проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с п. 12. Методических указаний оценщик также может провести расчет и прогноз коэффициента эластичности расходов по количеству активов.  Коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, на первый долгосрочный период регулирования устанавливается равным 0,75. Оценщик может рассчитать величину эластичности расходов на основе фактических данных за прошедший период регулирования и согласовывает их с заинтересованными субъектами.

Подобную работу независимый оценщик может выполнить при расчете и прогнозировании норматива потерь электрической энергии, а также расчете и прогнозе изменения необходимой валовой выручки, производимый в целях сглаживания роста тарифов. При этом оценщик проведет анализ изменения НВВ с целью обеспечения сбалансированного роста тарифов в первом и последующих периодах регулирования.

Таким образом, можно констатировать, что новшества в законодательном регулировании ценообразования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли являются стимулирующим фактором в развитии оценочной деятельности.

В свою очередь профессиональная оценка получает развитие в роли ценообразования и утверждения нового направления – стоимостного консалтинга.

Авторы:
Романова С. И., Руководитель группы компаний «Нексиа Пачоли», генеральный директор ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг», кандидат экономических наук
Поляков Ю. Д., Заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»

Похожие материалы:
  Особенности ценообразования в туризме
  Этапы формирования ценовой политики туристской организации
  Трансфертное ценообразование за рубежом
  Совершенствование системы ценообразования в ЖКХ
  Определение стратегии ценообразования в банковской сфере