» » »

Ценообразование на рынке автомобилей

Каждый в душе надеется продать машину выгоднее, чем она было куплена. Однако рынок костлявой рукой выжимает денежки из бедной машинки, постепенно умеряя желания загнанного в угол автовладельца. Проблема состоит лишь в следующем: меньше теряет в цене новый автомобиль или подержанный, какой марки и когда замена старого на новый имеет особый смысл?

Группа экспертов провела исследования, результаты которых, могут ответить в большей или меньшей степени на заданные выше вопросы.

Для начала – несколько слов о методике исследований. Были выбраны наиболее популярные модели малого среднего и большого среднего классов. По частным объявлениям были изучены предложения по автомобилям 1992-96 годов выпуска, исходя из средней цены предложения для двигателей с разными объемами, представленными в модельной гамме. Процент снижения цены был рассчитан по соотношению приведенной цены б/у автомобиля к заводской стоимости нового автомобиля в базовой комплектации. В цену подержанного автомобиля была включена величина таможенной очистки.

Необходимо сразу оговорить возможные погрешности данной методики расчета. Цена, за которую автомобиль выставлен для продажи, еще не есть цена продажи. Однако, исходя из того, что практически невозможно вычислить реальную сумму сделки, все же попробуем обратиться к более-менее объективным данным из объявлений. С другой стороны, было бы неразумно опираться на цифры таможенных каталогов по бывшему в употреблении автотранспорту, так как подобная информация еще в гораздо меньшей степени соответствует реальным рыночным ценам.

Таблица 1. Справочная таблица
Малый средний класс
Модель в базовой комплектации Год выпуска Средняя цена на рынке, $ Цена нового автомобиля, $ % понижения цены
Мазда-323 92 5430 13.090 58,5
Опель-Астра 92 4960 14.054 64,7
Фольксваген-Гольф 92 6300 14.980 57,9
Форд-Эскорт 92 3150 11.375 72,3
Мазда-323 93 5950 13.943 57,3
Опель-Астра 93 5075 14.484 64,9
Фольксваген-Гольф 93 6600 15.608 57,7
Форд-Эскорт 93 4450 14.535 69,3
Мазда-323 94 6580 14.813 55,5
Опель-Астра 94 5250 13.833 62
Фольксваген-Гольф 94 6730 15.541 56,6
Форд-Эскорт 94 4430 14.235 68,8
Мазда-323 95 7050 15.835 55,4
Опель-Астра 95 6300 14.237 55,7
Фольксваген-Гольф 95 н.д. н.д. н.д.
Форд-Эскорт 95 4900 14.875 67
Мазда-323 96 8900 14.634 39,1
Опель-Астра 96 6730 14.778 54,4
Фольксваген-Гольф 96 10.350 14.743 29,7
Форд-Эскорт 96 н.д. н.д. н.д.

Итак, первый вывод, который можно сделать из анализа таблиц, состоит в следующем: чем дороже автомобиль, тем быстрее он падает в цене за первые три года эксплуатации.

Вывод второй: все автомобили большого среднего класса идентичны по среднегодовому индексу падения цены. Если проводить экстраполяцию результатов, то графики зависимости цен от года выпуска будут примерно совпадать. Здесь ни немецкий «Фольксваген-Пассат», ни японская «Maздa-626» не имеют преимущества друг перед другом. Даже самая большая разница цен в процентном соотношении не превышает 10% (для автомобилей 1992г.в.).

Вывод третий: в малом среднем классе и абсолютное и относительное снижение цены за первые три года происходит в более щадящем режиме, нежели для автомобилей большого среднего класса.

Вывод четвертый: в малом среднем классе меньше ощущается разрыв между ценами на подержанные автомобили и новые. Меньше всего теряют в цене «Фольксваген-Гольф/Венто» и «Maздa-323», а больше всех – «Форд-Эскорт». Посередине находится «Oпeль-Астрa».

Вывод пятый (неправильный): тот, кто покупает новый автомобиль, может сразу рассчитывать на вдвое меньшую цену повторной продажи. Вывод неправилен потому, что за последние три года стоимость новых автомобилей снизилась в среднем на 5 тысяч у.е., или на 30-40%. Если три года назад средняя стоимость нерастаможенного нового автомобиля среднего класса составляла 15,0-20, тыс. долларов США, то теперь – 10,0-15,0 тыс. долларов США. Уменьшилась себестоимость производства, изменилась финансовая ситуация на нашем рынке. Повальное снижение цен есть единственная реальность, данная нам в ощущениях. Поэтому, меняя свой автомобиль на новый, вы теряете не кажущиеся 40-60%, а реальные 10-20%. К тому же маловероятно, что за следующие три года стоимость нового автомобиля японского или немецкого производства понизится еще на 5000 у.е.