Главная » Статьи » Практика ценообразования » Ценообразование в энергетике |
Важнейшим для участников отношений по поставке газа является вопрос о цене на поставленный газ и услуги по его транспортировке. Сложнее всего установить, попадает ли ценообразование на газ под государственное регулирование или же цена на газ должна формироваться свободно, под влиянием законов рынка. В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Законом, регламентирующим государственное регулирование цен на газ, является ФЗ от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление №239) закрепляет, что государством регулируются цены на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд. Другой важный документ – Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее – Постановление №1021). Этим актом утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Постановления под государственное регулирование подпадают оптовые цены на газ и розничные цены на газ, реализуемый населению. Установлено, что регулирование цен осуществляют Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ). В Постановление 28 мая 2007 г. №1021 были внесены серьезные изменения, направленные на уменьшение роли государства в регулировании цен на газ с перспективой полной отмены их госрегулирования, а также на выравнивание внутренних и внешних цен на газ. В пункт 3 Основных положений установлено, что цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги. Постановление №1021 регулирует только цены и тарифы на услуги по транспортировке газа, являющегося по способу получения добываемым (п. 1 Основных положений). Газ производимый (по способу получения) под действие этого постановления не подпадает. В Российской Федерации установлены следующие виды регулируемых цен на природный газ:
Согласно п. 16 Постановления №1021 государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Оптовая цена на газ дифференцируется соответственно ценовому поясу. Субъекты РФ относятся к тому или иному ценовому поясу в зависимости от среднего расстояния транспортировки газа от мест добычи до районов потребления с учетом стоимости добычи и подготовки газа к перемещению. Методика расчета ФСТ РФ дифференцированных оптовых цен на газ определена в Постановлении ФЭК РФ от 29 мая 1998 г. №22/1 «Об утверждении Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ» (далее – Постановление №21/1). По Постановлению №1021 оптовая цена на газ формируется на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта. Понятие «оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен» (далее – цена, определяемая в пределах), введено в новой редакции Постановления №1021. При этом минимальным уровнем является установленная ФСТ РФ оптовая цена на газ. В Постановлении №1021 указано, что конкретный размер этой цены должны устанавливать сами стороны. Однако до настоящего времени неясно, какими критериями должен руководствоваться поставщик при определении этой цены. Предполагается, что они будут введены ФСТ РФ. При определении регулируемой цены на газ необходимо учитывать также плату за снабженческо-сбытовые услуги. Оптовая цена на газ учитывает лишь расходы по добыче газа и его транспортировке по магистральному газопроводу. Однако поставщику газа необходимо не только его добыть (закупить у добывающей организации). Для осуществления поставки газа поставщик должен содержать необходимый штат сотрудников (диспетчеров, юристов, руководителей разного уровня и т.д.), банковские счета, оплачивать коммунальные услуги, услуги телефонной связи и т.д. Для компенсации этих издержек законодатель ввел в состав регулируемой цены газа плату за снабженческо-сбытовые услуги. Понятие платы за снабженческо-сбытовые услуги, как и понятие самих снабженческо-сбытовых услуг, в законодательстве не дается. Однако из анализа норм можно сделать вывод, что таковой является производимая покупателем плата в возмещение расходов поставщика, без которых поставка газа невозможна (например, расходы на заработную плату, обслуживание кредита, используемого для закупки газа, содержание здания, плата за кассовое обслуживание, ведение банковского счета и т.д.). Приказом ФСТ РФ от 15 декабря 2009 г. №412-э/8 утверждена Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Орган, устанавливающий размер платы, – ФСТ РФ. В соответствии с названной Методикой размер платы за снабженческо-сбытовые услуги устанавливается дифференцированно по группам потребителей. Еще одна составляющая регулируемой цены на газ – тариф на услуги по транспортировке газа. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По ст. 2 ФЗ «О естественных монополиях» к таким сферам деятельности отнесена транспортировка газа по трубопроводам. В поставке газа участвуют два вида субъектов естественных монополий:
Соответственно, государство регулирует тарифы на транспортировку газа в отношении каждого из названных субъектов. Выделение тарифа на транспортировку газа по магистральному газопроводу имеет значение при поставке газа по нерегулируемой цене, а также при поставке газа независимыми организациями (не аффилированными ОАО «Газпром»). В противном случае транспортировка включается в состав оптовой цены и выделению не подлежит. Согласно п. 7 Постановления №1021 регулирование тарифов по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется ФСТ. Стоимость услуг по транспортировке газа по магистральному газопроводу определяется по тарифам, рассчитываемым в соответствии с Методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной Приказом ФСТ от 23.08.2005 г. №388-э/1. В соответствии с п. 6 данного документа регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей. Тариф на транспортировку применяется дифференцированно по группам конечных потребителей. Создается впечатление, что цены на газ, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, всецело регулируются государством. Однако это не так. Во-первых, Постановление №239 исключает регулирование федеральными органами власти цен на газ, реализуемый организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами ОАО «Газпром», АО «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть – Сахалинморнефтегаз». Таким образом, правом на продажу газа по свободной цене были наделены лишь организации-производители. В связи с тем что, вводя такое ограничение рыночного ценообразования, Правительство вышло за пределы своей компетенции, абз. 1 Постановления №239 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями – независимыми производителями. Во-вторых, Постановление №1021 регулирует исключительно цены на газ, являющийся по способу получения добываемым, но не производимым. В-третьих, положения Постановлений №239, №1021 противоречат федеральному законодательству, поскольку нарушают предписание ст. 424 ГК РФ о том, что применение регулируемых цен возможно только в случаях, предусмотренных законом. В ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» установлен только один случай государственного регулирования цен на газ: По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, ФЗ «О газоснабжении в РФ» закрепляет государственное регулирование цен на газ лишь в отношении субъектов естественных монополий, о чем прямо говорится в ст. 21 данного Закона и что подтверждено Верховным Судом РФ. В Определении кассационной коллегии Верховного Суда РФ №КАС02-381 указано, что ч. 1 ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» предусматривает государственное регулирование тарифов только на услуги по транспортировке газа, которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, ценообразование при поставке газа представляет собой сложный механизм, подверженный жесткой регламентации со стороны государства. Регламентация эта носит порой противоречивый характер, что приводит к трудностям в правоприменении и неопределенности во взаимоотношениях по поставке газа, в том числе при утверждении регулируемых государством цен. Автор: Кузнецов К.Б., соискатель кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). |
|
Просмотров: 285 | Теги: тарифы, природный газ, ценообразование, поставка, потребители |
Управленческий анализ