Ценообразование

Категории раздела

Система цен
Теория ценообразования
Политика ценообразования
Статегия ценообразования
Методы ценообразования
Госрегулирование
Исторические аспекты
Главная » Статьи » Методика ценообразования » Госрегулирование

Воздействие государства на механизм ценообразования

Согласно закону спроса, первоначальный толчок поведению потребителя задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой продукт. Конечно, цена предложения – только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, то есть той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить покупатель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «равновесной ценой», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены (так называемой «цены равновесия»). Это – действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

  1. монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
  2. административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).

В некоторых случаях государство может вмешиваться в рыночный механизм ценообразования, как правило это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Почему происходит вмешательство?

Как правило, воздействие государства на механизм ценообразования проводится в целях:

1. Обеспечить доступ большинству граждан к потреблению определенного товара. В этом случае устанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это называется потолком цены. Выше этой цены производители не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечит доступ большинства граждан к потреблению этого товара будет не достигнуто из-за товарного дефицита.

Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное установление цены будет дополнено другими мерами. Главный критерий вмешательства государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за это вмешательство не должна превышать тот результат, который будет получен.

2. Обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена, она как правило превышает равновесную цену. В результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются. Для поставщиков ресурсов означает, что ресурсы все равно не продается, следовательно не обеспечивается желаемый уровень дохода, т.е. первоначально поставленная цель может быть не достигнута. Зачем нужно такое вмешательство? Можно избежать излишков, если дополнить эту меру некоторыми другими. Критерий вмешательства можно определить по тому достигнута ли первоначально поставленная цель и не превышают ли затраты по вмешательству в ценовой механизм ту пользу, которую мы получаем в результате.

Таким образом, при всем, казалось бы необъятном диапазоне возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:

  1. по горизонтали – преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм – изменение количества товара),
  2. по вертикали – стремление к достижению предельной выгодности (механизм – изменение уровня цен).

Купля-продажа товаров – факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных средств, есть цена продукта.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть «рыночная экономика».

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них сам является результатом множества сложнейших процессов Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манипулирования ими, а опосредованного воздействия на цены через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Категория: Госрегулирование
Теги: фиксация цен, установление цен, регулирование, правительство

Вместе с этим читают:
Затратные методы ценообразования
Проблемы выбора метода ценообразования
Стратегии ценообразования страховых компаний
Оценка риска в расчетах цен
Адаптация цен как элемент активного ценообразования
Взаимосвязь налогов и цен
Цена - базовые понятия

Поиск по сайту

Подписка на RSS-ленту

Введите ваш e-mail:

Популярные статьи

Виды и структура цен
Методы ценообразования
Ценовая стратегия организации
Политика ценообразования
Затратный метод ценообразования
Система, виды цен и их формирование
Ценообразование на туристические услуги
Рыночные методы ценообразования
Сущность и функции цен
Оценка риска в расчетах цен

Рекомендуем

Управленческий анализ
Управление денежными потоками