Главная » Статьи » Методика ценообразования » Исторические аспекты

Формирование законодательной базы рыночного ценообразования

Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. в Законе РСФСР от 21.12.90 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Среди прочих прав было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами.

В этом же законе было указано, что организации реализуют свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях предусмотренных законодательством РСФСР, по государственным ценам.

Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года  № 297 «О мерах по либерализации цен».

С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятия стали свободны в формировании цены, но свобода, как известно, всегда относительна. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству России было поручение определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий-монополистов.

Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только тем, что цены занимают исключительно важное место в экономике страны, но и тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время наиболее результативном направлении – на либерализации цен. Предполагалось, что вопросы структурной перестройки производства, демонополизации производства и др. будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. При этом реформаторы полагали, что либерализация цен, привнеся в механизм ценообразования фактор спроса и предложения, позволит ценам выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит рациональное соотношение между ними.

Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке России всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства РФ.

Данным указом также предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями норм законодательства о госрегулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки, так и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.

Во исполнение данного Указа, Правительство издало одноименное постановление от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым были установлены перечни продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Также был определен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

Просмотров: 303 | Теги: шоковая терапия, либерализация

Вместе с этим читают:

Уровни и способы прямого регулирования цен

Основные направления совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России

Оценка и RAB-регулирование тарифов

Особенности ценообразования в сфере услуг

Виды и структура цен

Основы ценообразования и его особенности в строительстве

Совершенствование системы ценообразования в ЖКХ