Основы ценообразования и его особенности в строительстве
В условиях конкурентной рыночной экономики цена любого товара, в том числе цена рабочей силы, формируется под воздействием основного закона рынка – закона спроса и предложения. В качестве примера можно привести цены на нефть и жилье. При увеличении спроса растет цена бочки нефти. В последнее время в Москве и Санкт-Петербурге в результате снижения объемов предложений в связи с проблемами получения земельных участков и соответствующего увеличения спроса, в том числе за счет расширения ипотечного и простого кредитования, наблюдается значительный рост цен на рынке строительства жилья.
В цене, как центральной экономической категории рынка отражается вся система ценообразующих факторов: динамика издержек (затрат) производства (себестоимости), монополизация рынка, коррупционные явления, соотношение спроса и предложения и пр.
Цены, как мы знаем, могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства). На остальные товары (работы, услуги) производители устанавливают свободные (договорные) цены. Различают оптовые (для крупных партий товаров) и розничные (для продажи товаров мелкими партиями) цены.
В общем виде формула ценообразования имеет следующее классическое выражение:
P = C + V + D
где
P - цена продукции (работ, услуг);
C - стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах;
V - заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы);
D - прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя);
(C+V) - себестоимость продукции (издержки производства);
(V+D) - вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.
Отсюда вытекает налог на добавленную стоимость (НДС), по ставке которого юридические и приравненные к ним лица обязаны «поделиться» с государством частью созданной трудом работников предприятия стоимостью. Одновременно в России предприятия отчисляют в страховые взносы – 30%, а с физических лиц взимается подоходный налог (13%) от их заработной платы. Не слишком ли много налогов на часть цены, созданной живым трудом работников?
Следует также подчеркнуть, что прибыль (D) является продуктом труда не только рабочих, но и самого предпринимателя, его менеджеров и результатом примененного в производстве капитала. Добавим, что на основе вышеприведенной формулы рассчитывается объем созданного внутреннего валового продукта (ВВП) – главного показателя экономики страны. Темпы роста объема ВВП характеризуют развитие экономики страны в целом. Не случайно Президентом России поставлена задача удвоения темпов роста ВВП. Рост ВВП означает увеличение объемов выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг.
В строительстве ценообразование имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В условиях рынка оно проходит определенные этапы (рисунок №1).
Рисунок 1. Этапы ценообразованияВ строительстве чаще используют три метода ценообразования, основанные на издержках производства, спросе покупателей и ценах конкурентов.
В современном жилищном строительстве, например, преобладают два последних метода. Себестоимость (издержки производства), как известно, растет в пределах инфляции (около 12% в год), а рост цен на жилье под воздействием спроса опережает рост себестоимости многократно, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
В условиях неопределенности рыночной экономики покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и приумножения средств (доходов).
Цены растут не только на жилье. Наблюдается также постоянный рост цен и тарифов на квартплату, топливо, транспортные перевозки, телефон, электроэнергию и т. д. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно растут заработная плата и пенсии.
Известно, что рынок как результат товарного обмена возник за много веков до нашей эры. И в течение всей истории развития рынка цены постоянно росли. Только однажды в условиях плановой экономики была предпринята попытка сдерживания и даже снижения цен исходя из логики закона роста производительности труда в результате научно-технического прогресса и соответствующего снижения себестоимости единицы продукции. В дальнейшем все вернулось на круги своя.
Причина постоянного роста цен до сих пор остается предметом дискуссий среди специалистов и выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что многие ученые усматривают главную причину в монополизме, коррупции, погоне за прибылью и в спекулятивных операциях. Известно, например, что в современной экономике 2/3 финансов мира – это капитал валютных операций (Фонд Сороса, например), ценных бумаг, облигаций и пр. и только 20% мирового капитала задействовано в реальных экономических процессах.
Строительная продукция отличается спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены особенности ценообразования в строительстве, основные из которых заключаются в следующем:
-
В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядная организация.
-
Стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий.
-
Особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов.
-
Стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта (чертежей, спецификаций), сметных норм, расценок и других данных.
Особенности финансирования и кредитования строительства связаны в первую очередь с длительностью возведения зданий и сооружений.
В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета является более точной ценой и составляется на основе объемов работ по рабочей документации (РД) или рабочим чертежам (РЧ). Сметные расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разра-ботана и объемы работ окончательно не определены.
Цена на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает (самостоятельно или с помощью проектировщика) инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь, подрядная организация для обоснования предложений по договорной цене составляет сметные расчеты (калькуляции издержек производства) подрядчика.
Свободная (договорная) цена обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) – определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе сметной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствующих нормативов.
Используемые сметно-нормативная база и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в договоре подряда.
Договорная цена формируется, как правило, на основании согласованных и утвержденных методических документов в строительстве (МДС) в виде методик, методических указаний (рекомендаций) и нормативной документации. Пользуясь единым подходом в части методики составления смет и определения сметных нормативов, стороны приходят к соглашению.
Регулирование вопросов ценообразования в регионах осуществляют региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).