Ценообразование

Категории раздела

Ценообразование в строительстве
Ценообразование в торговле
Ценообразование на предприятии
Ценообразование в ЖКХ
Ценообразование в энергетике
Ценообразование на услуги
Ценообразование в системе страхования
Ценообразование в банках
Международный опыт
Главная » Статьи » Практика ценообразования » Ценообразование в энергетике

Особенности формирования тарифов в энергетике

Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и тарифов. Различают два важнейших вида ценообразования:

  • регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;
  • конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Применение этих видов ценообразования зависит от модели электроэнергетики, сравнительная характеристика которых представлена на нижеприведенном рисунке.

В настоящее время электроэнергетика России функционирует в условиях переходного периода реформирования: происходит трансформация прежней вертикально- интегрированной модели электроэнергетики в конкурентную. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, произошла горизонтальная интеграция новых компаний регионального уровня в более крупные межрегиональные.

При всем разнообразии моделей развития электроэнергетики в разных странах, реформа отрасли всегда затрагивают практику ценообразования. Однако и при самой либеральной модели, как правило, наряду с рыночным ценообразованием в отрасли существуют сферы ценового регулирования.

Сравнение моделей электроэнергетики
Сравнение моделей электроэнергетики

В случае если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен.

В результате распространены такие принципы ценообразования, как установление цен (тарифов) на основе издержек и перекрестное субсидирование.

Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий энергетики снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая – средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно.

Перекрестное субсидирование заключается в искусственном занижении цен (тарифов) для населения за счет их завышения для промышленных предприятий, либо в искусственном перераспределении прибыли между разными видами деятельности в электроэнергетике. Причем наиболее распространенным является установление пониженного тарифа для граждан, проживающих в сельской местности. Для данной категории тариф установлен в размере 70% от тарифа городского населения.

Между тем перекрестное субсидирование скорее противоречит реальным интересам населения: переплачивая за электричество, предприятия закладывают эти расходы в еще большем объеме в цены своих товаров и услуг; в результате, население несет еще большие расходы на товары и услуги.

В отличие от ценообразования на основе издержек, на свободном рынке электроэнергии цены формируются на основе спроса и предложения, и могут не учитывать фактические издержки энергетических компаний. Тем самым риски, связанные с неэффективной работой предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе, как это происходит при ценообразовании, привязанном к издержкам.

Регулируемое ценообразование при конкурентной модели электроэнергетики несколько отличается от регулирования цен в условиях абсолютной государственной монополии в отрасли. Методики регулирования цен (тарифов) при конкурентной модели, как правило, содержат ограничения для «ценового произвола», в частности, учитывают конъюнктуру свободного рынка, содержат запрет или ограничения на перекрестное субсидирование, предусматривают лимитирование цен (тарифов) вместо их непосредственного установления и т. д.

Следовательно, наибольшая либерализация цен происходит при формировании конкурентной модели электроэнергетики. Конкурентная модель предполагает либерализацию цен в потенциально конкурентных сферах и сохранение ценового регулирования в сферах естественных монополий. Однако на практике во многих странах допускаются некоторые исключения из этой идеальной схемы: освобождая цены генерирующих и сбытовых компаний, государство оставляет за собой право регулировать их в некоторых частных случаях. Подобный подход характерен и для реформы в России.

Большинство субъектов конкурентного оптового рынка могут выбирать между двумя основными механизмами свободного ценообразования:

  • свободное определение цен и объемов поставки в рамках двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии;
  • равновесная цена, которая в отличие от цен двусторонних контрактов, определяемых сторонами договора, складывается в результате сопоставления любого числа ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии, которые свободны в определении цены, указываемой в этих ценовых заявках.
Категория: Ценообразование в энергетике
Теги: затраты+, электроэнергетика, тариф, RAB-метод

Вместе с этим читают:
Механизм рыночного ценообразования
Затратный метод ценообразования в торговле
Основы государственного регулирования цен
Ценообразование на туристические услуги
Метод ориентации на ценового лидера
Сущность и функции цен
Факторы чувствительности покупателей к уровням цен

Поиск по сайту

Подписка на RSS-ленту

Введите ваш e-mail:

Популярные статьи

Виды и структура цен
Методы ценообразования
Политика ценообразования
Ценовая стратегия организации
Система, виды цен и их формирование
Рыночные методы ценообразования
Затратный метод ценообразования
Сущность и функции цен
Принципы ценообразования
Ценообразование на туристические услуги

Рекомендуем

Управленческий анализ
Управление денежными потоками