Главная » Статьи » Методика ценообразования » Методы ценообразования

Параметрические методы ценообразования

Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами товаров, входящей в параметрический ряд.

Параметрический ряд – это группа товаров, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Основателем параметрического ценообразования в России считается российский математик, механик и кораблестроитель А. Н. Крылов. Еще в 1907 году он предложил для некоторых проектов боевых кораблей вычислять среднее значение главных характеристик, описывающих их качество, и рассматривать «средний корабль» (и именно в данный момент в практике крупного судостроения и интернациональной торговле судами принят термин «стандартное судно»).

Параметрические методы ценообразования применяются при расчете цены на аналогичную продукцию, то есть товары, удовлетворяющие одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Подобные методы используют, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом. Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда считывается путем корректировки цены базового изделия данного ряда. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Ц0 * (КП)

где, Цн –  цена нового изделия ряда; Ц0 – цена базового изделия; КП – совокупность изменений параметров (П) нового изделия по сравнению с параметрами базового изделия, а К – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров их количественное снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Если новую цену рассчитывают с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-пирометрическим. Его можно представить формулой:

Цн = Ц0 + Н3 х (КП)

где, Ц0 – цена базового изделия; Цн – цена нового изделия; НЗ – нормативные затраты на единицу потребительного параметра изделия; КП – новые потребительные параметры, скорректированные на повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от характера самих параметров.

Вышеприведенные формулы могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров. В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии:

  1. Метод удельной цены – формирование цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Пример. Фирма планирует выпуск нового электродвигателя мощностью 50 кВт. Для определения его цены необходимо рассчитать удельную цену базового электродвигателя. При рыночной цене базисного электродвигателя 100 тыс. руб. и мощности 10 кВт удельная цена составит 10 тыс. руб. (100:10). Тогда цена нового электродвигателя – 500 тыс. руб. (10х50).
  2. Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.
  3. Метод регрессивного анализа относится также к группе параметрических методов ценообразования и является наиболее распространённым среди них. Суть данного метода заключается в нахождении взаимосвязи цен и основных технико-экономических параметров изделия, иначе говоря, в определении формулы корреляционной зависимости цены изделия от его основных параметров.
  4. Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Предположим, что выпускаемое изделие стоило 18 тыс. руб. Затем к нему добавили ещё один узел, стоимость изготовления которого и монтирование на выпускаемом изделии – 2 тыс. руб. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна: (18+2)*1,15=20,3 тыс. руб.

Выявленные количественные зависимости между ценами и основными качественными параметрами используются для определения того, насколько уровень цены нового изделия, исчисленный на базе издержек производства, вписывается в систему цен внутреннего рынка, которые отражают качественные различия между изделиями.

Параметрические методы используются при определении цен в мировой торговле, где конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором и где использование дополнительно параметрического подхода позволяет фирмам «вписывать» свои изделия во внешний рынок.

Параметрические методы также средство прогнозирования затрат и цен.

Таким образом, параметрические методы могут использоваться для:

  • обоснования цены на новую модификацию, которая включается в параметрический ряд производимых фирмой товаров;
  • обоснования поправок к ценам, с учетом цен и качества товаров конкурентов.
Просмотров: 1571 | Теги: оценка, параметр, Агрегирование, регрессия, баллы

Вместе с этим читают:

Политика ценообразования

Основы ценообразования и его особенности в строительстве

Престижное ценообразование

Методика определения оптимальных цен

Уровни и способы прямого регулирования цен

Психология ценообразования

Ценовые стратегии турфирм