Ценообразование

Категории раздела

Ценообразование в строительстве
Ценообразование в торговле
Ценообразование на предприятии
Ценообразование в ЖКХ
Ценообразование в энергетике
Ценообразование на услуги
Ценообразование в системе страхования
Ценообразование в банках
Международный опыт
Главная » Статьи » Практика ценообразования » Международный опыт

Опыт ценообразования зарубежом

Известно, что в систему регулирования экономических отношений, прежде всего, входят процессы бюджетного, финансового, кредитного, валютного, налогового, таможенного и ценового регулирования. Главная цель данной системы состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления товарной и денежной массы. Важнейшей задачей государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводило бы к разрушительным последствиям в экономике. Это может решаться с помощью антимонопольного законодательства, определяющего организационные и правовые основы развития конкуренции, а также мер по предупреждению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В развитых странах с рыночной и смешанной экономикой в качестве общей тактики используются определенные правила ценообразования, которые оформляются в виде законов, законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. В связи с этим государственными органами выработаны общие принципы, методы и нормативы формирования и установления цен. Наряду с принятием решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен товаров (продуктов, услуг), имеющих для национальной экономики решающее значение.

Кроме прямого установления и регулирования цен, государственные органы осуществляют ценовый контроль, который проводится в основном в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства.

При нарушении законодательных и нормативных актов, регулирующих ценообразование и конкуренцию, во многих странах установлены серьезные экономические и административные санкции: изъятие и взыскание определенных денежных средств в период нарушений, взимание штрафов, лишение лицензий, персональная ответственность должностных лиц и др.

В зарубежных странах с развитой рыночной и смешанной экономикой сфера регулируемого и контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 40% общего объема выпускаемой продукции. Так, удельный вес контролируемых и регулируемых государством цен в Австрии достигает 10%, Германии – до 40%, Греции – 20%, Дании – 5%, Испании – 10%, Италии – до 30%; Китае – до 30%, США – до 10%, Франции – 20%, Финляндии – до 40%, Швеции – до 40%, Японии – до 20%.

Основной целью государственного регулирования цен является соблюдение в целом интересов общества, и прежде всего социально незащищенных слоев населения: обеспечение прожиточного минимума, защита интересов будущего поколения, достижение важных социальных результатов и обеспечение охраны окружающей среды, недопущение серьезного инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета страны, резкого роста цен сырья и топлива, монополизма производителей, а также создание условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса, применение передового опыта организации производства, труда и управления.

Государственное вмешательство в процесс ценообразования реализуется на основе сочетания форм прямого (административного) и косвенного регулирования цен, направленного на изменение конъюнктуры, создание определенной финансовой, кредитной, валютной, таможенной, налоговой среды и установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке. Степень государственного воздействия и соотношение указанных форм зависят от уровня экономического положения страны и социально-политических условий.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, нормативных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию экономики, нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный, антиинфляционный, стабилизирующий характер.

Таким образом, ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не существует полной свободы в ценообразовании. Под контролем государства продолжают оставаться целые отрасли, имеющие особую социальную значимость. Прежде всего, речь идет о ценах продукции топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, медикаментов, тарифов транспортных (железнодорожных) и почтово-телеграфных услуг и др. В эту группу одновременно включаются основные продовольственные товары, цены которых регулируются путем жесткого регламентирования закупочных цен сельскохозяйственной продукции.

Сложившаяся в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой система регулирования цен сельскохозяйственной продукции направлена на то, чтобы защитить интересы как потребителей, так и производителей. В большинстве государств свободное колебание цен продуктов питания допускается только в пределах определенного «коридора». При этом верхний предел защищает интересы потребителей продукции, а нижний сохраняет гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного снижения закупочных цен в связи с насыщением рынка.

Категория: Международный опыт
Теги: методы ценообразования, госрегулирование, регулирование цен

Вместе с этим читают:
Особенности ценообразования в туризме
Ценообразование в полиграфии
Адаптация цен как элемент активного ценообразования
Проблемы выбора метода ценообразования
Тенденция и динамика цен в царской России
Виды тарифов на тепловую энергию
Трансфертное ценообразование

Поиск по сайту

Подписка на RSS-ленту

Введите ваш e-mail:

Популярные статьи

Виды и структура цен
Методы ценообразования
Политика ценообразования
Ценовая стратегия организации
Рыночные методы ценообразования
Система, виды цен и их формирование
Затратный метод ценообразования
Принципы ценообразования
Сущность и функции цен
Ценообразование на туристические услуги

Рекомендуем

Управленческий анализ
Управление денежными потоками