Уровни и способы прямого регулирования цен
Все цены по степени вмешательства государства в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.
Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться следующими способами:
- установлением фиксированных цен – означает продажу продукции всем покупателям по единой цене. Например, тарифообразование на железнодорожном транспорте;
- установлением предельно-максимальных цен.
Правительство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России – на алкогольную продукцию, в Японии – на рис), а также жестко фиксировать размер цены (предотвращая ценовую конкуренцию).
К примеру, Постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 года. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии потребляемой населением» было установлено введение предельных уровней тарифов на электроэнергию, потребляемую населением РФ, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения продажу разрешено было производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного электоропотребления).
- При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела:
- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;
- предельных коэффициентов изменения цен;
- предельных уровней рентабельности. Способ получил широкое распространение в нашей стране, но практически не используется в мировой практике, т.к. не заинтересовывает организации в сокращении издержек.
- декларирование повышения цен.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.
К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:
- газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами РАО «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной службой по тарифам;
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- продукция оборонного назначения;
- алмазное сырье, драгоценные камни;
- протезно-ортопедические изделия;
- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
- перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
- погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
- отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
- спирт этиловый.
Органами исполнительной власти субъектов федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:
- газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
- оплата населением жилья и коммунальных услуг;
- услуги систем водоснабжения и канализации;
- торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:
- наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с РЖД и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов России;
- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
- перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
- услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.