» » »

Зарубежные подходы к формированию цены на фармрынке

Контроль со стороны государства и страховых организаций за установлением цен производителями осуществляется почти во всех странах Западной Европы. Установление цен производителями лекарственные средства основывается на затратном методе. В цену продукции включается стоимость ингредиентов, расходы на производство, на рекламу и научную информацию, на упаковку, кредитование и прибыль, необходимую для дальнейшего развития предприятия.

Практически во всех западноевропейских странах цены на лекарственные средства регулируются в той или иной форме. Особенно важно подчеркнуть, что регулированию подлежат как цены на лекарственные средства, оплачиваемые из финансовых средств государства и реализуемые по рецепту врача, так и цены на лекарственные средства безрецептурного отпуска, т.е. продаваемые свободно без обязательного предъявления выписанного врачом рецепта.

Практика показывает, что контроль за ценами на отдельные препараты и общим уровнем стоимости лекарств эффективен, если соблюдаются следующие условия:

  1. регулирование цен на медикаменты должно сочетаться с фармацевтическим менеджментом, обеспечивающим рациональное потребление средств. Опыт ряда западноевропейских стран свидетельствует, что экономия от регулирования цен на лекарства может перекрываться дополнительными затратами, связанными с нерациональной практикой назначения препаратов, их потреблением в силу отсутствия финансовых ограничителей и т.п.;
  2. введению ценового регулирования должен предшествовать экономический анализ и прогноз реакции на них со стороны производителей, поставщиков и потребителей фармацевтической продукции;
  3. регулирование цен особенно эффективно, когда его осуществляет государственный орган, который одновременно является их покупателем.

В настоящее время считаются возможными четыре варианта политики регулирования ценообразования на лекарственные средства, которые не являются взаимоисключающими:

  1. обеспечение более высокого уровня информированности всех субъектов рынка для формирования конкурентной среды;
  2. введение системы регулирования цен на лекарственные средства – установление цен на отдельные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС), или установление опорных цен на группы лекарственных средств со сходным терапевтическим эффектом;
  3. создание единой структуры по закупке лекарственных средств и организация централизованной тендерной системы;
  4. регулирование торговых наценок, ориентирующее дистрибьюторов на реализацию менее дорогих лекарственных средств.

Цены на лекарства, затраты на которые полностью либо частично возмещаются за счет средств государственного бюджета или обязательного медицинского страхования, а также на лекарства, реализуемые населению только по рецепту врача, являются объектом государственного регулирования во всех европейских странах.

Цены на средства безрецептурного отпуска, т.е. продаваемые свободно, без обязательного предъявления выписанного врачом рецепта, регулируются во всех западноевропейских странах, кроме Франции, где с 1986 года перестали регулировать цены на лекарственные средства безрецептурного отпуска, но вновь склоняются к введению прежних методов.

На цену патентованных препаратов значительное влияние оказывают затраты на исследования и разработки. Очень высокая цена может служить причиной отказа в его регистрации в Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции, Финляндии, Аргентине и Турции.

В Соединенных Штатах Америки практически отсутствует единая система регулирования цен на фармацевтическую продукцию. Конкуренция на рынке столь велика, что цены на них находятся ниже установленного государством (в период экономического кризиса в 1970-е гг.) верхнего предела. Фирмы фармацевтического сектора самостоятельно устанавливают цены на лекарства, которые выдерживает рынок, и обеспечивают необходимую прибыль.

В последние годы наблюдается рост розничных цен на «таблетки» в США, что обусловлено главным образом повышением стоимости товаров, так как чистая прибыль розничной торговли сохраняется на прежнем уровне при незначительных тенденциях к сокращению. Американские эксперты предлагают усилить административное влияние на процессы ценообразования в фармацевтическом секторе и обеспечить контроль за ценами.

Методы установления цен на лекарственные средства

Следует отметить, что при этом используются следующие методы регулирования рынка фармацевтических продуктов, призванные снизить расходы бюджета и населения:

  1. непосредственный (прямой) контроль за ценами, включающий метод «издержки плюс», методы внутреннего и внешнего сравнения, контроль за прибылью оптового и розничного звена в сети снабжения, контроль за предельными уровнями наценки;
  2. контроль за возмещением расходов (компенсация);
  3. применение воспроизведенных препаратов (дженериков).

Предметом регулирования цен в различных странах выступают:

  1. цены производителей;
  2. отдельные компоненты цен производителей (затраты на маркетинг);
  3. доходы фармацевтических компаний;
  4. цены на новые лекарства;
  5. торговые надбавки оптовых и розничных продавцов лекарственных средств.

В европейских странах действуют самые различные системы государственного контроля за ценами на фармацевтическую продукцию, охватывая в каждой стране, как правило, лишь часть перечисленных компонентов. Это приводит к разнице цен на одни и те же препараты и росту реимпорта внутри ЕС.

Метод «издержки плюс». Начиная с 1950-х гг. в течение десятилетий в Европе господствовала концепция ценообразования по издержкам. Идеальным в рамках данного метода считался расчет по средним или предельным издержкам. Валовые издержки на изготовление одной упаковки плюс нормативный процент прибыли в рыночной среде не позволяют рассчитать конкурентоспособную цену на препарат, если потребитель ориентируется в своих предпочтениях на совершенно другой уровень расходов. Кроме того, проблематичным в современных условиях оказывается и сам выбор статей издержек, включаемых в расчет себестоимости.

В фармацевтической промышленности лишь относительно небольшая доля расходов может напрямую относиться на готовую продукцию – от 20 до 30% валовых издержек. Большую часть составляют накладные расходы на производство, контроль за качеством, НИОКР, управление, а также расходы на информационное обеспечение, сбыт, маркетинг и развитие каналов сбыта. Все они могут относиться на фактическую себестоимость произвольно. Кроме того, многие расходы, относящиеся к перечисленным видам, зачастую имеют разовый характер и должны рассматриваться в качестве вмененных издержек, т.е. исключаться из расчета будущей цены на готовую продукцию. Чаще всего это относится к исследовательским работам. Таким образом, при ценообразовании по издержкам возможно лишь плановое распределение накладных расходов между всеми выпускаемыми наименованиями продукции.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что при использовании данного метода разрешенная цена на лекарства устанавливается на основе затрат на его производство, с учетом расходов на маркетинг и научные исследования. Несмотря на несовершенство данного метода, в некоторых странах существует система законодательно регулируемого ценообразования, ориентированная на покрытие валовых издержек производителя, – размер государственных дотаций производителям ставится в зависимость от структуры издержек последних и обеспечивает им некоторый процент прибыли. В целом дотирование производства фармацевтических продуктов по издержкам теряет свое значение в мире, хотя, например, в Японии государство дотирует производство новейших препаратов на основе расчетов «издержки плюс».

Методы «внутреннего» и «внешнего сравнения». При использовании метода внутреннего сравнения стоимость новых препаратов устанавливается с учетом цен на аналогичные продукты, которые присутствуют на внутреннем рынке. Такой метод ценообразования применяется в Италии, Ирландии и Франции. В результате цены на аналогичные продукты разных производителей становятся примерно одинаковыми, что практически исключает ценовую конкуренцию. Разрешается утверждать цену на новое лекарство выше, но не более чем на X% по сравнению с ценой на существующий на рынке препарат аналогичного терапевтического действия. Уровень максимальной надбавки (X%) устанавливается обычно в интервале 30-50%. В случае появления принципиально новых препаратов, обладающих несомненными преимуществами, происходит соответствующая корректировка цен. Такие действия государственных органов снижают возможности производителей по продвижению и позиционированию новых препаратов на рынке. С другой стороны, в этом случае правительству не нужно преодолевать нежелание врачей отказываться от свободы выбора при назначении лекарств, так как аналогичные препараты мало различаются по цене.

Во Франции и Швеции цены на новые лекарства, которые аналогичны по терапевтическому действию, уже существующим на рынке, и должны составить им конкуренцию, автоматически устанавливаются на 10% ниже. В Греции цена таких препаратов определяется на 14% ниже цены существующего лекарства.

Цены на новые лекарственные средства, эквивалентов которых на национальном рынке нет, могут устанавливаться на основе соответствующих цен в других странах (так поступают в Испании, Люксембурге и Португалии) или путем оценки вклада в повышение эффективности лечения (Франция, Италия).

В случае использования методов внешней оценки цена на конкретные препараты в других странах является определяющим фактором для установления цен на внутреннем рынке. В разных государствах применяются различные модификации этого метода регулирования цен. Так, например, используется метод внешнего сравнения, где цены рассчитываются на основе формулы пяти стран (Ирландия) и четырех стран (Италия), при этом Ирландия устанавливает североевропейскую цену, а Италия – европейскую цену.

Установление цен на уровне средних в других странах является весьма привлекательным с политической точки зрения методом регулирования ценообразования. Нередко уровень цен обусловливается объективными внешними факторами, но правительство может минимизировать претензии населения и запросы фармацевтических компаний.

Метод «контроля прибыли производителей». Великобритания является единственной страной Западной Европы, которая использует эту систему контроля прибыли фармацевтических компаний. Отдельные элементы данной системы используются и в некоторые других странах, например в Испании.

Суть метода в том, что ценообразование, устанавливаемое производителями, до тех пор считается свободным, пока производители не превышают максимального коэффициента прибыли. Таким образом, цены регулируются опосредованно – через договоренность о размерах получаемых прибылей. При этом уровень прибыли компании измеряется исходя из прибыли на инвестированный капитал. Для компаний, которые не имеют каких-либо значительных вложений капитала в Великобритании, оценка производится на основании дохода с продажи.

Основное преимущество такой системы государственного контроля за прибылью в том, что она учитывает расходы на НИОКР и создает стимул для производства дешевых препаратов, а не только для дорогих новейших лекарств. Следует отметить, что государственные органы сталкиваются с проблемой определения нормативных показателей рентабельности для фармацевтических предприятий, поскольку ориентация на норму прибыли в других отраслях не может считаться экономически обоснованной, выбор любой другой базы для расчета также субъективен.

Метод «анализа затрат и потребительской полезности». Потребительская полезность применительно к фармацевтической продукции по-разному трактуется в разных странах. Так, во Франции на протяжении уже нескольких лет соответствующая комиссия проверяет терапевтические свойства нового препарата и сравнивает их со свойствами уже имеющихся лекарств. Если действие нового препарата оказывается более эффективным, то комиссия дает соответствующим инстанциям рекомендации по дотированию цены на него. При этом полезность оценивается по условной шкале с шестью градациями, и фирма обязана представить расчет издержек.

В Великобритании представление расчета себестоимости фармпродукта необязательно. При определении суммы дотаций действуют общие правила. В Швеции при обязательном отчете о себестоимости используются достаточно гибкие правила расчета дотаций. В Японии исследования новых препаратов производятся с неким стандартным средством. Если за то время, пока новый препарат не поступил в продажу, цены на стандартный аналог упали, то производитель нового препарата лишается дотаций. В Австралии и некоторых провинциях Канады обязательно представление самостоятельно проведенного анализа затрат и потребительской полезности.

Основной проблемой при определении полезности препарата является определение количественных критериев, простое сравнение стоимости разных способов лечения не позволяет провести объективную оценку потребительской полезности. Кроме того, стандартизация методов определения соотношения затрат и потребительской полезности препятствует применению гибкого подхода к ценообразованию. При данном методе производитель не может самостоятельно влиять на размер своей прибыли, так как государственное регулирование направлено исключительно на снижение цен. В связи с этим производитель вынужден разрабатывать все больше новых препаратов, чтобы компенсировать падение прибыли от продаж традиционного ассортимента.

Установление предельного размера торговых наценок. В большинстве стран – членов ЕС существует государственное регулирование цен, в рамках которого фармацевтическим компаниям разрешается устанавливать расценки, обеспечивающие получение справедливой для общества нормы прибыли. Наиболее типичные наценки, производимые предприятиями розничной торговли на исходную цену, составляют 25-30%, аптечными складами – от 8 до 15%. Постоянные надбавки на закупочную цену для аптек определены в Бельгии, Люксембурге, Испании, Италии, Греции и Португалии. По мнению экспертов, стандартные наценки обеспечивают единство и стабильность цен, сводят к минимуму ценовую конкуренцию.

Установление фиксированного размера розничной наценки. В большинстве стран мира и во всех странах ЕС цена лекарственного средства для конечного потребителя не зависит от оптовой торговли и аптек, которые являются магазинами фармацевтической продукции. Выплата гонорара аптекам и оптовикам за их работу производится в разных странах по-разному. Однако в большинстве стран она обусловлена ценой производителя и количеством проданных препаратов или представляет собой фиксированную компенсацию за каждый отпущенный препарат, т.е. аптека получает доход не в зависимости от стоимостного объема проданных препаратов, а в зависимости от их количества в натуральном выражении. Это препятствует кооперированию фармацевтов с врачами для увеличения количества выписываемых и реализуемых дорогостоящих «таблеток».

Введение скользящей шкалы розничных наценок. В Германии на всей территории страны действуют единые розничные цены. Система ценообразования на уровне аптек и оптовиков является дегрессивной, т.е. торговая наценка тем ниже, чем выше цена. При этом торговая наценка оптовой продажи в среднем составляет 13,9%, а наценка аптек – 30,9%. Аналогичная система формирования цен на уровне аптеки и оптовой торговли во Франции и Марокко.

В Великобритании фиксированные аптечные процентные торговые наценки зависят от общего числа реализованных рецептов. В Ирландии и Нидерландах фармацевт получает в качестве гонорара фиксированное вознаграждение за каждую упаковку. В Дании заработок фармацевта складывается из фиксированных и процентных агрессивно понижающихся надбавок на проданную упаковку. В этом отношении датская модель представляет собой совокупность немецкой и британской.

«Позитивные» перечни лекарственных средств. «Позитивный» перечень – это список лекарственных средств, отпускаемых бесплатно или по льготным ценам. Государство использует возможность включения конкретного лекарства в список препаратов, отпускаемых по льготным ценам, в качестве средства давления на фармацевтические компании. Если производитель снижает цену на препарат, он может быть включен в позитивный лист, что гарантирует высокий объем закупок.

Свободное ценообразование на уровне производителя действует в Германии, Нидерландах и Дании. Однако в Германии существует перечень с фиксированной ценой (составляющих около четверти немецкого фармацевтического рынка), которые пользуются большим спросом и оплачиваются через больничные кассы обязательного страхования, в связи с чем, производители вынуждены устанавливать цены на уровне фиксированных и ниже. Аналогичная система действует в Швейцарии.

В Германии в 2002 г. на основании закона об ограничении расходов на медикаменты было введено в действие регулирование Aut-idem. Суть его в том, что регламентирована особая форма рецептурного бланка, где введена графа «Замена лекарственного средства запрещена». Аптекарь обязан обратить на это внимание. Врач может выписать любой препарат, в том числе и дорогой, но провизор должен заменить его препаратом с таким же действующим веществом и такой же формы из утвержденного списка. В список средств входят лекарства из нижней ценовой трети либо пять самых недорогих препаратов с одинаковым действующим веществом. Эти списки федеральный комитет врачей вместе с руководством больничных касс составляют за месяц до начала квартала. Если в рецепте есть отметка «замена запрещена», в аптеке выдадут оригинальный препарат, но врач должен пояснить, почему он на этом настаивает.

Следует отметить, что во многих странах в списки льготных лекарств включаются преимущественно отечественные медикаменты. Это рассматривается как политика поддержки национальной промышленности.

Метод «базисных» (справочных, реферативных, для сравнения, опорных) цен. Данный метод регулирования ценообразования на фармацевтическую продукцию применяется, как правило, в государствах со страховой системой финансирования здравоохранения. Он предусматривает доплаты застрахованным гражданам за лекарственные средства. При использовании этого метода устанавливается предельный уровень возмещения расходов на группу идентичных или эквивалентных медикаментов. Базисная цена может быть самой низкой или средней ценой для данной группы средств. На практике это означает: если стоимость превышает базисную, пациенту придется лично покрыть разницу между базисной и реальной ценой препарата.

Впервые такой метод был апробирован в Новой Зеландии. Германия выступила инициатором внедрения этой системы ценообразования в Европе. В настоящее время она применяется более чем в половине всех фармацевтических расходов. Этот метод регулирования цен также используется в Дании, Нидерландах, Норвегии и Швеции. В ближайшее время предполагается начать его применение в Греции, Испании, Италии и Финляндии.

Существуют три стадии внедрения системы базисных цен. Первая стадия включает установление базисных цен для идентичных по химическому составу препаратов. Для каждого препарата рассчитываются суточные затраты как среднее значение по всем формам выпуска, размерам упаковок и величин дозирования. Данный процесс подразумевает необходимость четкого определения понятия «суточная доза».

Вторая стадия предусматривает введение базисных цен для препаратов, содержащих активные одинаковые компоненты. Средние суточные цены, рассчитанные на первой стадии, усредняются в рамках более широкой группы препаратов. На третьей стадии рассчитывается средняя цена для всех препаратов, входящих в группу с одинаковым терапевтическим действием.

Данный метод представляется эффективным механизмом контроля за ценами в краткосрочной перспективе. Однако можно предвидеть, что в отдаленном будущем производители будут компенсировать свои финансовые потери за счет установления очень высоких цен на новые лекарственные средства.

Снижение цен, связанное с объемом потребления лекарственных средств. Этот метод используется только во Франции, когда сверхдорогие лекарства представляют угрозу для государственного бюджета при возмещении расходов на медикаменты. Метод заключается в том, что, если реальная продажа таких средств превышает ожидаемые объемы, цена на них должна быть снижена путем переговоров между соответствующими органами власти и производителем. Чтобы стимулировать производителей к проведению исследований и продвижению на фармацевтическом рынке отечественных лекарств, компании получают больше преимуществ, если они планируют инвестировать свой капитал во Франции и выпускать больше дженериков.

В отдельных случаях правительства некоторых стран (Великобритании, Германии, Греции, Италии) не ограничивались соглашениями с фармацевтами, а шли на временное замораживание сложившихся цен или даже предписывали снизить существующие цены на определенный процент.

Контроль за расходами, необходимыми для продвижения лекарственных средств на рынке. Поскольку реклама способствует увеличению объема продажи, этот метод направлен на ограничение излишне активной рекламной деятельности предприятий фармацевтической индустрии.

Во Франции взимается налог на общую сумму расходов для продвижения фармацевтических препаратов на рынке. Более сложная система существует в Великобритании, где расходы, превышающие определенную сумму, которая высчитывается по формуле, разработанной отдельно для каждой компании, не допускаются в целях более точного подсчета доходов компании в системе контроля за прибылью.

Эта система помогает сдерживать появление новых фармацевтических препаратов, по составу и действию своему ничем не отличающихся от уже существующих, так как компании будут иметь в своем распоряжении только допустимую сумму расходов на продвижение ограниченного количества лекарств.

Таким образом, в мире нет единого универсального подхода к формированию цен на фармацевтические товары, а проблема справедливого ценообразования по-прежнему является международной. В большинстве стран существует государственное регулирование цен на лекарственные средства, расширяется применение принципа защищающей медицины, растет сотрудничество фармацевтических предприятий с государственными и частными страховыми компаниями для выработки общих компенсационных решений. Однако следует подчеркнуть, что чрезмерное увлечение ценовым регулированием может привести к тому, что у компаний остается лишь один путь – компенсировать свои расходы за счет высоких цен на новые препараты. Кроме того, ограничения стимулируют слияние и укрупнение производителей фармацевтической продукции, поскольку финансировать научные исследования под силу в этих условиях только гигантам. При наличии небольшого числа крупных производителей, при ограниченной конкуренции ожидать значительного снижения цен не приходится.

Источник: «Международный бухгалтерский учет», 2011, №14