Главная » Статьи » Практика » Ценообразование в ЖКХ

Совершенствование системы ценообразования в ЖКХ

Экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без 100% внедрения приборов учета.

Вопрос регулирования тарифов и нормативов потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет исключительно важное значение.

После 1999 года рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения значительно превышал и превышает рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) занимает все большую часть в расходах граждан. За десять лет с 1999 по 2008 годы тарифы на ЖКУ выросли в 9,6 раза, при общем росте потребительских цен в 3,6 раза и росте номинальных доходов населения в 5,7 раза. В результате этого и укрепления курса рубля цены, тарифы на коммунальные ресурсы в РФ приближаются к уровню отдельных развитых европейских стран, США и Канады.

При этом если до недавнего времени ускоренный рост расходов граждан на оплату данных услуг объяснялся реализацией мер по сокращению перекрестного субсидирования и сокращению размера дотаций организациям коммунального комплекса за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, то на сегодняшний день такие причины неактуальны.

В числе дополнительных причин такого опережающего роста тарифов на ЖКУ можно отметить следующие:

  1. накопленное в 1992-1998 гг. отставание роста тарифов на ЖКУ от темпов инфляции, что было тогда одной из мер смягчения последствий снижения доходов граждан;
  2. происходящий в последнее десятилетие опережающий инфляцию рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, вклад которых в ценообразование в сфере ЖКХ огромен.

Однако основной причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности их деятельности. Это связано с затратным ценообразованием, основанным на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.

В начале 2010 года стало очевидно, что уровень тарифов на ЖКУ для населения не может расти прежними темпами. Тарифы в 1400 муниципальных образований выросли более чем на 25%. В целом по стране рост тарифов составил 13,5%. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2010 г. в расчете на одного человека в месяц достигла 1,4 тыс. руб.

Платежи за ЖКУ в ряде населенных пунктов стали настолько велики, что не могли быть обеспечены большинством граждан и вызвали социальную напряженность. Кроме этого, сложилась абсолютно непрозрачная система установления нормативов потребления тепла, горячей и холодной воды, а также тарифов на обслуживание общего имущества многоквартирных домов и вывоз мусора.

Уровень расчетов за предоставленные ЖКУ в 2009 году снизился и составил в среднем по стране 92,9%, что меньше, чем в 2008 и 2007 году  (95,4 и 94,0% соответственно). Долги населения превысили сумму 190 млрд. рублей.

Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития ЖКХ. И задача государственных органов управления – снизить темпы роста тарифов на ЖКУ до уровня сопоставимого с темпом инфляции.

Однако устойчивый рост тарифов на ЖКУ в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Результат их финансовый деятельности в целом по стране – убытки, которые хотя и значительно снизились, но в 2009 г. составили до 40 млрд. рублей. Убыточными в 2009 г. были 39% коммунальных предприятий. При общем объеме оказанных услуг за 2009 г. в денежном выражении 2418 млрд. руб. кредиторская задолженность ЖКХ составила 394,8 млрд. руб., а дебиторская – 360,3 млрд. руб., в том числе задолженность населения по оплате ЖКУ – 190,6 млрд. руб.

В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, более 80% жителей городов в той или иной степени недовольны качеством ЖКУ.

При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 г. уровень тарифов на ЖКУ позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах организации ЖКХ в целом работают с прибылью.

Дальнейший пересмотр тарифов на ЖКУ до уровня, превышающего рост индекса потребительских цен, может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ, при условии, что будет повышена эффективность коммунального хозяйства.

Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ Правительством РФ в 2011 г. ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2010 г. – 9,4%). По отношению к 2010 г. регулируемая цена на газ для населения увеличилась на 17% против роста на 26,6% в 2010 г.

В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.

В этой связи очевидна важность решения следующей проблемы. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15% жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии). Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.

Совершенствование правил тарифного регулирования теряет свою значимость в условиях определения объемов расходуемых ресурсов по нормативам потребления.

С учетом этого представляется необходимым принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.

Источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ необходимо искать не в росте тарифов на ЖКУ, а в ресурсосбережении и энергосбережении.

Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии – 15%, по теплу – 40%. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн. т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд. долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.

Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на ЖКУ является привлечение частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.

Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Важно применять и налоговое стимулирование. Целесообразно разработать проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ) в части исключения из налоговой базы товариществ собственников жилья для целей исчисления налога на прибыль организаций отчислений собственников жилья на создание резерва для проведения всех видов ремонта, а также освобождения указанных средств от НДС.

Основное направление создания условий для стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере ЖКХ – совершенствование соответствующего законодательства.

Важно разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором следует предусмотреть:

  1. уточнение положений и задачи разработки нормативной базы по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в водоснабжении с учетом опыта применения такого нормативного регулирования в электроэнергетике;
  2. исключение из полномочий органов регулирования субъектов РФ права устанавливать предельные тарифы в среднем по муниципальным образованиям, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги для всех организаций коммунального комплекса.

Следует учитывать, что в перечень видов услуг, плата за которые в настоящее время входит в состав платы за содержание жилья, входят такие виды услуг, которые в настоящее время по ряду причин не везде могут являться конкурентными видами деятельности. К ним относятся обслуживание внутридомового газового оборудования и вывоз мусора.

Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не подлежат государственному регулированию, поэтому их величина определяется сторонами (специализированной организацией и абонентом) самостоятельно, исходя из перечня выполняемых работ.

При этом в органы государственной власти и органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан по вопросам завышения стоимости и порядка оплаты (100% предоплата) услуг организаций, занимающих доминирующее положение на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

В целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.

В решении проблем тарифного регулирования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить в 2011 г. региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.