Ценообразование

Категории раздела

Система цен
Теория ценообразования
Политика ценообразования
Статегия ценообразования
Методы ценообразования
Госрегулирование
Исторические аспекты
Главная » Статьи » Методика ценообразования » Система цен

Роль цены в рыночной экономике

От того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов:

  • разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством;
  • финансовое оздоровление;
  • развитие рыночных отношений;
  • достижение сбалансированности национальной экономики;
  • реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление;
  • повышение эффективности общественного производства и национального дохода;
  • совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности.

Кроме того на основе системы цен производится перераспределение национального дохода путем формирования системы налогообложения.

Чтобы правильно понять сущность цены, ее функции, механизм формирования свободных цен, систему и виды применяемых цен в условиях рынка, выявить факторы, влияющие на их установление, а также определить стратегию ценообразования. При этом важно познать и оценить влияние закона стоимости на процесс формирования стоимости в товарном производстве.

Закон стоимости – это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда.

Таким образом, согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона – закона спроса и предложения – оказываются выше или ниже своей стоимости.

Величина стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

Так как стоимость любого товара составляет основу цены, то цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг). Следовательно, цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, т.е. с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

В общем виде цена формируется следующим образом: Ц = С + П + Н

где С – себестоимость (издержки производства) продукции; П – прибыль производителя (предприятия); Н – налоги, сборы, платежи, отчисления.

В условиях рынка на цену, помимо стоимости, влияет, как уже отмечалось, и соотношение спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики – закона стоимости и закона спроса и предложения.

Категория: Система цен
Теги: система цен, ценообразование, цена

Вместе с этим читают:
Трансфертное ценообразование за рубежом
Обзор развития нормативной базы в сфере тарифообразования
Особенности ценообразования в строительстве
Адаптация цен как элемент активного ценообразования
Механизм установления окончательной цены
Воздействие государства на механизм ценообразования
Договорные цены в строительстве

Поиск по сайту

Подписка на RSS-ленту

Введите ваш e-mail:

Популярные статьи

Методы ценообразования
Виды и структура цен
Ценовая стратегия организации
Политика ценообразования
Затратный метод ценообразования
Система, виды цен и их формирование
Рыночные методы ценообразования
Ценообразование на туристические услуги
Сущность и функции цен
Оценка риска в расчетах цен

Рекомендуем

Управленческий анализ
Управление денежными потоками